Конспект комплексного занятия «Реки, речки и моря на Кубани есть не зря» (для разновозрастной группы)

Автор: Борщёва Наталья Викторовна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад станицы Северская, Северский район, Краснодарский край.

Программные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, станице, бережное отношение к природе.

Закреплять знания детей о водоёмах родного края, их обитателях, о свойствах воды.

Пополнять словарный запас.

Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

Учить измерять с помощью линейки и ленточки и сравнивать объекты.

Оборудование: Карта Краснодарского края.Глобус.Шапочки «Капельки» по количеству детей.Бумажные снежинки.Картинки с рыбами речными и морскими.Банка с водой, масло растительное.

Ход:

1. Беседа с детьми.

Воспитатель: Разгадайте-ка, ребятки, такую загадку:

«Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу». (вода)

Каким цветом обозначена вода на карте? (синим) Давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета больше? (голубого). Почему? Потому что большая часть Земли занята водой. Одинакова ли вода на вкус? (нет). Пресная и солёная. Где вода пресная? А где солёная?

2. Работа с картой Краснодарского края.

Воспитатель: Рассмотрим карту нашего края. Как называется наш край? (Краснодарский, Кубань). Есть ли солёные водоёмы в нашем крае? (моря – Чёрное и Азовское). А пресные? (реки). Какие вы знаете реки в нашем крае? (Кубань и Убин). Давайте найдём на карте моря и реки (дети показывают моря). Какое море больше? (Чёрное). Меньше? (Азовское). Давайте измерим длину и ширину с помощью линейки и сравним, какая река длиннее – Кубань или Убин? Как их можно сравнить? (с помощью ленточки дети измеряют длину рек).

3. Игра-моделирование «Лёд – жидкость – газ».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Сейчас я вас превращу в капельки (надеваем шапочки). Какое время года на улице? (зима). Капельки взялись за руки и тесно прижались друг к другу. Во что они превратились? (в лёд). Вот пригрело солнышко, капелькам стало тепло, и они стали медленно расходиться друг от друга. Во что они превратились? (в воду). Солнышко ещё сильнее пригрело, капелькам стало жарко, они быстро забегали и стали отрываться от земли и улетать в небо, а в небе они образовали облачко (дети снова берутся за руки). И вот опять стало холодно, капельки прижались друг к другу и начали опускаться на землю: кап-кап (дети подпрыгивают). Наступила зима, во что превратились наши капельки? (правильно, в снежинки).

4. Физкультминутка.

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима

Рукавами повела.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

(Дети поочерёдно поднимают и опускают руки, поворачиваются в стороны, кружатся, приседают).

Воспитатель: Ой, сколько снега, какие сугробы! Теперь я вас превращу в детей. Мы походим по сугробам.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём.

(Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги. Затем садятся на стульчики и поглаживают ноги движением ладоней снизу вверх).

5. Речевая игра «Положи в лукошко слова». Нужно положить в лукошко «водные» слова: капля, снег, иней, река, туман, облако и т.п..

6. Закрепление стихотворения Э. Мошковской «Речка» (диалог с детьми).

Воспитатель:

Маленькая-маленькая речка,

Куда ты бежишь?

Дети:

Далечко!

Воспитатель:

Страшно бежать далечко,

Маленькая-маленькая речка!

Ямы пойдут, овраги,

Камни пойдут, коряги,

Может и зверь случиться!

Дети:

Я ему дам напиться!

Воспитатель:

Встретишься с пнём рогатым,

Старым, да бородатым,

С древней кривой сосною!

Дети:

Я им ноги омою!

Воспитатель:

В полночь бежать придётся…

В полночь Яга крадётся!

Если она обидит?

Дети:

Обидит?

Никто не увидит.

Воспитатель:

Маленькая-маленькая речка,

Зачем ты бежишь далечко?

Зачем тебе труд да горе?

Что там далечко?

Дети:

Море!

7. Беседа с детьми о станице Азовской.

Воспитатель: Дети, куда бежит речка? (к морю). А бежит она по горам, лесам, равнинам, по населённым пунктам. С давних пор люди селились около реки. Наверное, в каждом селе и городе есть улицы, расположенные на берегу реки. Вот и в нашей станице Азовской тоже есть 2 улицы, которые находятся около реки Убин и называются Речная и Набережная. На какой улице находится наш детский сад? (на Набережной).

8. Дидактическая игра «Речные и морские рыбы».

Воспитатель: Недалеко от детского сада протекает река Убин, а в ней живут рыбы. Сейчас вы должны из предложенных картинок выбрать те, на которых изображены речные рыбы. Дети отделяют картинки с морскими рыбами от картинок с речными рыбами.

9. Экспериментирование «Бензин в реке».

Воспитатель: Дети, а чем рыбы дышат? (воздухом, растворённым в воде). Что может произойти с рыбами, если в реку попадут бензин или масло? Давайте посмотрим, что будет с водой (в банку с водой наливает масло; дети отвечают). Правильно, масло образует плёнку на поверхности воды, и  воздух не поступает в воду, и рыбы могут погибнуть. Как человек может помочь реке и рыбам, которые в ней живут? (не бросать мусор на берегу реки, не выбрасывать в реку удобрения, не мыть в реке машины и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *