Конспект комплексного занятия в средней группе «Шестиногие малыши»

Задачи:

Дать детям представление о насекомых (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразие, характерные признаки, умение приспосабливаться к среде обитания, «растворяться» ней.

Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Интегрирование:

Образовательная область: «Художественное творчество»

Цель: Учить детей рисовать выразительные образы насекомых. Показать возможность создания композиции на основе зеленого листика (интеграция рисования и аппликации). Совершенствовать технику рисования красками, умение сочетать два инструмента – кисточку и ватную палочку. Развивать чувство формы и цвета.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: созданный в группе макет лесной полянки, включающий в себя цветок с бабочкой; улей с пчелой; муравейник с муравьём; травку с божьей коровкой.

Раздаточный материал: На каждого ребёнка вырезанный силуэт зелёного листочка, заготовка красного цвета для туловища, черная гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки. Листы цветной бумаги для моделирования среды обитания насекомых.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание книг, иллюстраций, чтение соответствующей художественной литературы.

Ход занятия

— Дети, скажите, какое сейчас время года? Расскажите, как вы догадались, что сейчас весна. Тает снег, солнышко греет, день становиться длиннее, появляется травка, распускаются листья, прилетели птицы.

— А почему птицы от нас улетали? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми кормились птицы. А раз они вернулись, значит насекомые проснулись. Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.

Каждый ребёнок берёт небольшой квадрат зелёного, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

— Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

— Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Показываю детям изображение кузнечика на зелёной траве, жука – короеда на стволе дерева.)

— Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте обратимся к старичку — лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья. Представьте, что вы стоите на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться всё меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья…

— Что вы видите вокруг себя? Трава — как деревья, песчинки – как большие валуны и т. д.

— Путешествуя по лесной полянке, дети находят большую гору – муравейник. Рассматривают его, что это, кто там живёт, кто его построил, из чего, находим муравья удивляемся как это мы его сразу не нашли. Рассматривая муравья, обращаю внимание детей на окраску, объясняю, что такая окраска помогает ему прятаться от врагов.

— Путешествуем дальше, вдруг раздается сильный шум: «ж-ж-ж». Кто же это? Конечно, пчела, а вот и её дом. Кто знает, как он называется? Да это улей. Пчела любит собирать сладкий сок с цветов, несёт его в улей и там готовит мёд. Рассматриваем окраску пчелы, не зря она такая яркая, она как бы предупреждает: «Не подходи! Ужалю!»

— Продолжаем путешествие. Послушайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.

Находим бабочку, рассматриваем, отмечаем яркую окраску (похожа на яркий, красивый цветок). Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками и если потрогать бабочку за крылышко чешуйки будут стёрты, бабочка не сможет летать и погибнет. У бабочки длинный изогнутый хоботок. Который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. А есть ли у бабочки домик? Нет у бабочки дома. Дом для неё – любая веточка, любой кустик или дупло. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели.

Игра – физминутка:

Предлагаю детям превратиться в бабочек, летать и порхать с лепестка на лепесток, а как только они присядут, воспитатель берёт воображаемый сачок и старается поймать бабочек. Игра повторяется 2-3 раза.

— А теперь пора продолжить путешествие по нашей полянке. Под кустом на травке находим божью коровку.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек,

И летать умеет ловко,

Это божья коровка!

— А как вы думаете, почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе, её любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она – то и отпугивает врагов и поэтому её и прозвали коровкой.

Далее рассматриваем форму, цвет, размер, расположение точек на туловище. Дети хором читают стихотворение.

Здравствуй божья коровка!

Подари ты нам обновку,

Сядь на пальчик на мизинчик,

Принеси ты мне гостинчик!

— Ну что же пора нам заканчивать своё путешествие и возвращаться в детский сад.

— Вот мы и вернулись! Как много интересного мы с вами увидали! И божью коровку, муравья, и пчелу, и бабочку. Они все такие разные! Как же их назвать одним словом, кто это? Да – это насекомые!

— А насекомые бывают вредные и полезные. Полезные – это те насекомые, которые приносят пользу природе, делают её красивее, ярче. А вредные наносят вред – кусают людей и животных, разносят различные заболевания, уничтожают растения. Как вы думаете, каких насекомых мы сегодня повстречали на лесной полянке? Да, конечно, муравьи, бабочки, пчёлы, божьи коровки – это полезные насекомые.

— А теперь подойдите к столам займите каждый своё место. У вас на столах приготовлены заготовки для выполнения аппликации, рассмотрите и подумайте какое насекомое вы сможете из них сделать? Да, конечно, божью коровку, а сидеть она будет на зелёном листочке. Найдите круг, какого он цвета? (красного) Что мы из него сделаем? (туловище) А как вы думаете, мы его приклеим в серединку или на край листочка? (в серединку) Молодцы! Начинайте работу. Итак туловище готово. А теперь нарисуем голову. Какого она цвета? (черная) Возьмите кисть для краски и нарисуйте голову. Молодцы! Посмотрите, что есть на голове? (усики) Давайте нарисуем их. Сколько усиков мы нарисуем? (два) Сейчас мы разделим спинку божьей коровки пополам прямой линией, вот так, посмотрите. Ну как вы думаете, теперь наша божья коровка готова? Чего ещё не хватает? (черных точек) Давайте нарисуем их ватными палочками. (показываю) Сколько точек я сделала? (много) Закончили, поднимите свои листочки пусть ваши божьи коровки посмотрят друг на друга, познакомятся и подружатся.

Автор: воспитатель Матвеева С. Н. (МБДОУ д/с №6 «Жемчужинка», Республика Татарстан, г. Чистополь).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *