Конспект НОД в старшей и подготовительной группе «Космическое путешествие»

Авторы: Арькова Ольга Анатольевна (воспитатель второй квалификационной категории), Леонова Наталья Николаевна (методист ИХД высшей квалификационной категории), Неточаева Наталья Владимировна (музыкальный руководитель высшей квалификационной категории) МДОУ детский сад общеразвивающего вида №65 Ворошиловского района г. Волгограда.

Цели:

Знакомство с миром Космоса;

Изображение части Солнечной системы с помощью нетрадиционной техники.

Задачи:

Вызвать интерес у детей к Космосу;

Познакомить детей с созвездиями, со строением Солнечной системы;

Закрепить знание детей о солнце, планетах и космических объектах;

Учить детей изображать части Солнечной системы с помощью нетрадиционных приёмов и способов рисования;

Закрепить ранее известные способы изображения элементов космического пейзажа;

Инициировать поиск изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов;

Активизировать словарь детей словами: планеты, Солнечная система, звезды, созвездия, Меркурий, Венера, Плутон, Марс. Юпитер, Земля. Луна, космонавты, инопланетяне;

Воспитывать у детей интерес к Космосу, художественный вкус, фантазию, творчество;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физкультура».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: ребенок проявляет устойчивый интерес к миру Космоса; умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции; знает технику работы с изобразительными материалами; умеет создавать космическую композицию с помощью нетрадиционных способов и приёмов; умеет стилизовать и обобщать форму; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций; в процессе собственной деятельности проявляет творческую инициативу.

Предварительная работа: чтение художественных и документальных произведений про космос; заучивание стихов на космическую тему; путешествие в планетарий; работа в космическом уголке; работа в изобразительной студии «Радуга»; просмотр фото и видео слайдов о полете первого человека в космос; посещение экспозиции художников — пейзажистов по теме «Космос»; дидактические игры и упражнения по теме занятия; самостоятельное изготовление объемных мобилей: «Солнечная система» и «Планеты»; создание творческих работ из разных материалов совместно с родителями и педагогами.

Методическое обеспечение:

Методические ресурсы:

Скоролупова О.А. Покорение космоса.- 2- е изд.- СМ.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 80с.;

Нищева Н.В. «Раз планета, два комета…» Демонстрационные плакаты и беседы для формирования у детей первичных представлений о Космосе/авт. сост.Н.В.Нищева; худ. Т.А.Сытая. — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.;

Курочкина Н.А. «Знакомство детей с пейзажной живописью». Учебно-наглядное пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2-е издание.,2005.; (картина художника А.К.Соколова «На Луне»);

Музыкальная разминка «10 лунатиков» (англ. народн. песенка, слова А. Усачёва);

Видео презентация «Голубая жемчужина планеты».

Материалы и оборудование:

Бумага тонированная, гуашь, кисть, стаканчик с водой, зубная щетка, поролон;

Иллюстрации о космосе, солнечной системы;

Фото слайды на космическую тему;

картина художника А.К.Соколова «На Луне»;

стихотворение В. Шипуновой «На далёкой планете…»;

считалка – запоминалка «Планеты Солнечной системы».

Содержание организованной деятельности детей:

1. Вводное слово педагога. Организационный момент.

Дети стоят около педагога и рассматривают картинки.

Педагог: Ребята, мы с вами на прогулке наблюдали за небом. Каким оно вам запомнилось? (голубое, яркое, солнечное, серое)

— Правильно, ребята, небо бывает яркое, голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный, оранжево – розовое на закате.

— Может ли небо быть фиолетовым, черным? (да, может). Когда? (ночью). Конечно, ночью небо становится темно-синим, загорается тысячами звезд. (Показ иллюстраций с изображением звёздного неба). Так выглядит ночное небо, если смотреть на него с земли.

2. Введение в тему. Беседа педагога с детьми.

Педагог: Наша планета Земля находится в бескрайнем космическом пространстве. В нём множество других планет, миллиарды звёзд, колоссальные массы мелких камней, пыли, газов. И всё это называется Вселенной. Сейчас я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие в недосягаемые глубины Вселенной. И сейчас я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашей вселенной. Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо? (поменялся цвет, стало ярче, заезды стали больше и разноцветными т.д.)

— То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь, (показ иллюстраций).

— Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы). Педагог предлагает детям назвать каждую планету.

Педагог читает стихотворение В.Шипуновой «На далёкой планете…».

На далёкой, удивительной планете

(Нам за десять лет не долететь)

Солнце изумрудом ярко светит

И живет оранжевый медведь.

По шёлковой сиреневой траве

Спокойно бродит розовый олень –

Жемчужные рога на голове –

Серебряным копытцем топчет тень.

— Ребята, как вы думаете, что необычного на этой удивительной планете? Какая тайна скрывается в ней? (изумрудное солнце, оранжевый медведь, сиреневая трава, розовый олень).

— А кто ещё может жить на удивительной планете? (лунатики). Давайте с вами превратимся в лунатиков и потанцуем.

Музыкальная разминка «10 лунатиков» (англ. народн. песенка, сл. А. Усачёв).

Педагог показывает детям наглядный материал с изображением Солнечной системы.

Педагог: Посмотрите, дети, как выглядит наша солнечная система. Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий). Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу. Поверхность планеты изучают автоматические межпланетные станции и космические зонды, которые запускают с земли (показ иллюстраций). Какую планету иногда называют «сестрой Земли»? (Венеру). Да, это Венера. По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может (показ иллюстрации).

Педагог: Какие планеты вы еще знаете? (Марс, Сатурн, Уран, Нептун и т.д.). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного, если вы в иллюминаторе увидите зеленую планету – это Уран, красную – это Марс; вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней. А самая маленькая планета – это Плутон.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением планеты Земля.

Педагог: А что это за шар голубого цвета? (Земля). Правильно, это наша любимая планета — Земля. Как интересно выглядит она со стороны! Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин) Откуда стартовала космическая ракета? (с космодрома Байконур). Как обычно одеты космонавты? (в скафандры). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необыкновенного.

Считалка – запоминалка «Планеты Солнечной системы».

3. Практическая часть.

Педагог: Планеты — наши соседи. Луна — спутник нашей планеты Земли, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда — Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца. А эту планету узнает каждый землянин, потому что она — его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (голубая, добрая, большая и т.д.).

— Вы меня порадовали своими знаниями о космосе. А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие, материалы у вас разные и необычные. Назовите, какие изобразительные материалы у вас лежат на столах (поролон, зубная щетка, краски, деревянные палочки, трафареты…).

Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.

Динамическая пауза «Космонавт» (сост.И.Ковалько, автор движений Леонова Н.Н).

В тёмном небе звёзды светят,

(Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.

(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.

(Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей»).

4. Итог (рефлексия).

Проводится анализ готовых работ.

— Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята?! Какие вы молодцы! С помощью, какой техники вы создавали свои работы? (нетрадиционной).

— Расскажите, какие материалы, и приёмы вы использовали в процессе работы? (монотипия, печать, набрызг, граттаж, работа с поролоном). Дети составляют рассказы о своих необычных, фантазийных планетах.

Видео презентация «Голубая жемчужина планеты».

Список использованных источников:

Скоролупова О.А. Покорение космоса.- 2- е изд.- СМ.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 80с.;

Курочкина Н.А. «Знакомство детей с пейзажной живописью». Учебно-наглядное пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2-е издание.,2005.;

Содержание конспекта является авторским, видеоматериалы – тоже, из архива авторов конспекта НОД.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *