Автор: Холодинская Тамара Илларионовна, воспитатель МБОУ «Белогорская начальная школа – детский сад» (д. Белогорка, Гатчинский район, Ленинградская область)
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста.
Задачи проекта:
1. Повышение интереса детей младшей группы к русскому народному творчеству.
2. Обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.
3. Использование малых форм фольклора в повседневной жизни.
В разработке содержания проекта я исходила из следующих положений:
Необходимость изучения литературы, чтобы составить конкретный план по обучению детей разговорной образной речи. Использование литературы О. Князевой и Л. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Использование малых фольклорных форм во всех видах деятельности (режимные моменты, прогулки, наблюдения, игры и пр.).
Сотворчество родителей и детей, углубление интереса к русскому народному творчеству, значимость занятий как эффективный фактор развития речи детей (изготовление атрибутов: масок для театрализованной деятельности, кукол, пошив народных костюмов).
Педагогический мониторинг (первичная диагностика)
В ходе диагностики, проведенной в начале учебного года, я сделала следующие выводы:
— у детей младшей группы очень низкий уровень звуковой культуры речи;
— низкий уровень развития грамматического строя речи и развития связной речи;
— формирование словаря находится на среднем уровне.
Лучшие результаты у Ани П., Дианы Ф., Саши Н. и Максима О. Этим детям нужны более сложные задания для развития их потенциала. С остальными детьми необходима кропотливая работа по улучшению результатов.
Поговорка «Начало – полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное начало может испортить и все дело, и всю жизнь. Работу решила построить на основе материалов по развитию речи дошкольников с использованием русского народного фольклора, а также задействовать «русскую избу» (специально оборудованное помещение в нашем детском саду).
Материал для различных режимных моментов с использованием фольклора
Работа велась одновременно по трем направлениям:
— работа с детьми;
— обогащение предметно-развивающей среды;
— работа с родителями.
В работе с детьми использовались следующие методы:
— рассматривание предметов русского народного творчества;
— беседы с детьми;
— дидактические игры;
— наблюдения;
— исследования;
— чтение художественной литературы;
— прослушивание музыки.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, создание дидактических игр, изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детей и занятиям.
Работа с родителями велась в двух направлениях:
— создание мини-выставки декоративно-прикладного искусства из предметов, имеющихся дома;
— совместная практическая деятельность родителей и детей.
В содержании проекта было выделено три этапа.
1 этап
Цели:
1. Расширить представления детей о значимости использования русского народного творчества в речи.
2. Развивать эмоциональную восприимчивость.
3. Учить понимать содержание текстов, чувствовать ритм стихотворной речи, стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
Для решения поставленных целей проводились экскурсии, занятия, систематические дидактические игры, кроме того обогащали предметно-развивающую среду в группе.
Экскурсия в «Русскую избу» «Милости просим, гости дорогие!»
Цели:
1. Вызвать у детей интерес к избе.
2. Познакомить детей с предметами, находящимися в избе.
3. Расширить представления детей о предметах старинного русского быта.
В процессе наблюдения дети обращали внимание на незнакомые им вещи, такие как ухват, чугунок, зыбка, коромысло.
Младших детей знакомила с колыбельными песнями, но и сами дети пели куклам про Кота-воркота, про гулей. Кроме того детям было интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу.
Вся непосредственная образовательная деятельность детей проводилась в специально созданном воспитателями и родителями помещении, которое называется «Русская изба».
2 этап
Цели:
1. Формировать умение детей создавать игровой образ в непосредственной образовательной деятельности.
2. Использовать различные художественно-выразительные средства в процессе создания этого образа в условиях совместной деятельности детей и взрослых.
Второй этап состоял из цикла занятий, в ходе которых дети создавали отдельные образы героев сказок, соединяя их в целостную композицию. Эта игра приносила детям радость перевоплощения, вызывала интерес к русскому народному творчеству.
3 этап
Цели:
1. Стимулировать детей к самостоятельной театрализованной деятельности.
2. Учить создавать знакомые им образы.
Заключение
В процессе работы над данной темой были замечены следующие изменения:
1. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.
2. У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Папы и мамы с удовольствием подбирают и разучивают с детьми пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.