Педагогический проект «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Холодинская Тамара Илларионовна, воспитатель МБОУ «Белогорская начальная школа – детский сад» (д. Белогорка, Гатчинский район, Ленинградская область)

Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста.

Задачи проекта:

1. Повышение интереса детей младшей группы к русскому народному творчеству.

2. Обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.

3. Использование малых форм фольклора в повседневной жизни.

В разработке содержания проекта я исходила из следующих положений:

Необходимость изучения литературы, чтобы составить конкретный план по обучению детей разговорной образной речи. Использование литературы О. Князевой и Л. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Использование малых фольклорных форм во всех видах деятельности (режимные моменты, прогулки, наблюдения, игры и пр.).

Сотворчество родителей и детей, углубление интереса к русскому народному творчеству, значимость занятий как эффективный фактор развития речи детей (изготовление атрибутов: масок для театрализованной деятельности, кукол, пошив народных костюмов).

Педагогический мониторинг (первичная диагностика)

В ходе диагностики, проведенной в начале учебного года, я сделала следующие выводы:

— у детей младшей группы очень низкий уровень звуковой культуры речи;

— низкий уровень развития грамматического строя речи и развития связной речи;

— формирование словаря находится на среднем уровне.

Лучшие результаты у Ани П., Дианы Ф., Саши Н. и Максима О. Этим детям нужны более сложные задания для развития их потенциала. С остальными детьми необходима кропотливая работа по улучшению результатов.

Поговорка «Начало – полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное начало может испортить и все дело, и всю жизнь. Работу решила построить на основе материалов по развитию речи дошкольников с использованием русского народного фольклора, а также задействовать «русскую избу» (специально оборудованное помещение в нашем детском саду).

Материал для различных режимных моментов с использованием фольклора

Работа велась одновременно по трем направлениям:

— работа с детьми;

— обогащение предметно-развивающей среды;

— работа с родителями.

В работе с детьми использовались следующие методы:

— рассматривание предметов русского народного творчества;

— беседы с детьми;

— дидактические игры;

— наблюдения;

— исследования;

— чтение художественной литературы;

— прослушивание музыки.

Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, создание дидактических игр, изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детей и занятиям.

Работа с родителями велась в двух направлениях:

— создание мини-выставки декоративно-прикладного искусства из предметов, имеющихся дома;

— совместная практическая деятельность родителей и детей.

В содержании проекта было выделено три этапа.

1 этап

Цели:

1. Расширить представления детей о значимости использования русского народного творчества в речи.

2. Развивать эмоциональную восприимчивость.

3. Учить понимать содержание текстов, чувствовать ритм стихотворной речи, стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.

Для решения поставленных целей проводились экскурсии, занятия, систематические дидактические игры, кроме того обогащали предметно-развивающую среду в группе.

Экскурсия в «Русскую избу» «Милости просим, гости дорогие!»

Цели:

1. Вызвать у детей интерес к избе.

2. Познакомить детей с предметами, находящимися в избе.

3. Расширить представления детей о предметах старинного русского быта.

В процессе наблюдения дети обращали внимание на незнакомые им вещи, такие как ухват, чугунок, зыбка, коромысло.

Младших детей знакомила с колыбельными песнями, но и сами дети пели куклам про Кота-воркота, про гулей. Кроме того детям было интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу.

Вся непосредственная образовательная деятельность детей проводилась в специально созданном воспитателями и родителями помещении, которое называется «Русская изба».

2 этап

Цели:

1. Формировать умение детей создавать игровой образ в непосредственной образовательной деятельности.

2. Использовать различные художественно-выразительные средства в процессе создания этого образа в условиях совместной деятельности детей и взрослых.

Второй этап состоял из цикла занятий, в ходе которых дети создавали отдельные образы героев сказок, соединяя их в целостную композицию. Эта игра приносила детям радость перевоплощения, вызывала интерес к русскому народному творчеству.

3 этап

Цели:

1. Стимулировать детей к самостоятельной театрализованной деятельности.

2. Учить создавать знакомые им образы.

Заключение

В процессе работы над данной темой были замечены следующие изменения:

1. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.

2. У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Папы и мамы с удовольствием подбирают и разучивают с детьми пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *