Автор: Светлана Ведерникова, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ «Звездочка» (г. Ноябрьск , ЯНАО).
Мы живем на Севере – это замечательное место нашей страны, с ее великолепной природой и неповторимыми красками. Хочется, чтобы наши дети видели, ценили, любили и берегли красоту природы нашего края.
Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, несформированность грамматических представлений и трудности в овладении связной речи. Мы задались вопросом: «Как объединить две эти задачи?» и решили создать проект «Зима».
Цель проекта. Развитие всех компонентов речи у детей с ОНР через ознакомление с живой и неживой природой нашего края зимой.
Задачи:
— расширять и углублять знания детей о живой и неживой природы родного края зимой;
— формировать лексико-грамматические категории;
— уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
— развивать связную речь, ее выразительность;
— развивать мышление, память, внимание;
— воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы родного края.
Подготовительный этап:
— подобрать детскую и методическую литературу (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры);
— разработать конспекты занятий;
— подготовить для родителей информационные листы по лексическим темам: «Зима – как время года», «Зимняя одежда, головные уборы», «Как звери зимуют», «Зимующие птицы».
Содержание проекта:
— рассматривание картин, иллюстрации зимней природы;
— наблюдение сезонных изменений в природе;
— проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи;
— приглашение родителей на традиционную встречу в литературной гостиной: «Поет зима – аукает».
Реализация проекта:
Занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи:
Занятие «Зима». Цель. Систематизирование знаний детей о характерных признаках зимы через красоту, описанную поэтами в стихах.
Занятие – эксперимент «Зима в городе». Цель. Расширение и систематизирование знаний детей и о характерных признаках зимы.
«Путешествие в зимнюю сказку». Цель. Обобщение и систематизирование представлений детей о зиме.
Игровое занятие «Идет волшебница зима». Цель. Формирование навыков связной речи с опорой на наглядный материал и без него.
Комплексное занятие «Чудеса зимой в лесу». Цель. Обучение детей составлению рассказов и сказок, используя фигурки настольного театра.
Чтение, заучивание наизусть, загадывание и отгадывание загадок:
чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович», С.Маршака «Двенадцать месяцев», Н.Сладкого «Суд над декабрем», К.Ушинского «Проказы старухи зимы»;
чтение стихов о зиме;
заучивание стихотворение С. А. Есенина «Белая береза»;
загадывание и отгадывание загадок о зиме, зимних явлениях природы;
дидактические и подвижные игры с зимней тематикой.
Деятельность детей:
Рисование с элементами аппликации «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж). Цель. Изображение зимней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.
Конструирование из бумаги «В зимнем лесу». Цель. Закрепление у детей техники оригами.
Совместная деятельность детей и родителей:
Экскурсия в зимний лес. Цель. Формирование здорового образа жизни. Воспитание любви к природе родного края, умению видеть ее красоту.
Итог:
Встреча в литературной гостиной «Поет зима – аукает»: конкурс стихов о зиме; оформление выставки детских работ.