Проект «Чудесное лукошко»

Автор: Бацева Е.Е., воспитатель МДОУ «Детский сад №1» (г. Вышний Волочек)

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

С. Маршак

 Мотив:

Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков также справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Наблюдая за детьми, я увидела, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Овощ – это продукт. Юра Б.Овощ – это помидоры и огурцы. Лиза С.Овощ – это витамины. Света С.Овощ – это капуста и картошка. Дима С.Овощ – это то, что мы едим. Даша Г.Овощ – это что-то вкусное. Ксюша К.Овощ – это лук и чеснок. Маша Щ.Овощ – это урожай с огорода. Лера К.Овощ – это что-то полезное для нас. Даша Я.Овощ – это морковь и свёкла. Настя Д. Зачем нужно кушать овощи?Что можно сварить из овощей?Почему лук горький?Зачем поливать овощи на грядке?Чем полезна морковь?Что можно приготовить из свёклы?Как заготовить овощи на зиму?Почему чеснок полезный?Чем полезна капуста?Какие овощи можно тушить? Спросим у воспитателя.Спросим у бабушки.Прочитаем в книге.Спросим у врача.Спросим у бабушки.Прочитаем в газете.    

Вывод:

Дети недостаточно знают об овощах.

Дети не знают о пользе овощей.

У детей нет представления о свойствах овощей и их роли в жизни человека.

Виды работ:

Сбор информации.

Отбор художественной и познавательной литературы.

Подбор иллюстративного материала.

Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

Свободная самостоятельная изобразительная деятельность детей:

Презентация проекта.

1 этап. Разработка проекта.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко».

Задачи:

Обогатить представления  детей об овощах (томат, тыква, баклажан, репа, свёкла, лук, капуста).

Обогатить словарь детей за счёт обозначения качеств овощей: вкуса, цвета, величины и т.д.

Развивать связную речи через составление описательного рассказа об овощах.

Воспитывать у детей культуру поведения за столом при дегустации блюд.

Предполагаемый результат:

Знать и называть овощи, их части;

Владеть обобщающими понятиями;

Определять овощи по вкусу, на ощупь, узнавать по описанию;

Находить сходство и различия овощей по нескольким признакам;

Знать где и как растут овощи, как за ними ухаживать, о полезных свойствах овощей, а так же время их сбора и способы приготовления и заготовок.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель Бацева Е.Е., родители.

Срок реализации проекта: 2 недели.

2 этап: Перспективное планирование работы (план мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта).

Беседы с детьми

Беседа с детьми на тему: «Где растут овощи и как за ними ухаживать». Цель: рассказать, где растут овощи, как за ними надо ухаживать, что из овощей можно приготовить.

Рассказ воспитателя «Чем полезны овощи». Цель: рассказать о полезных свойствах овощей, в каком виде овощи можно употреблять в пищу.

Беседа с детьми на тему: «Как заготавливать овощи на зиму». Цель: рассказать о времени сбора овощей, о способах заготовки овощей на зиму.

Художественная литература

Чтение:

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», А.Прокофьева «Огород», К.Тангрыкулиева «Картошка», «Свёкла».

Заучивание: А.Прокофьева «Огород», К.Тангрыкулиева «Картошка», «Свёкла».

Загадывание загадок об овощах.

Организованная деятельность

Образовательная деятельность «Коммуникация». Тема: «Овощи». Цель: закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части), учить находить сходство и различия по основным признакам (по запаху, внешнему виду, тактильным ощущениям).

Совместная и самостоятельная деятельность

Рассматривание репродукции картины А. Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной».

Выставка «Чудесное лукошко».

Художественно- продуктивная

Рисование на тему: «Овощи на тарелке».

Лепка на тему: «Корзина с овощами».

Игровая деятельность

Подвижные игры «Урожай», «Овощи».

Дидактическая игра «Сбор урожая».

Совместная деятельность детей и родителей

Изготовление «чудесных» овощей и составление описательного рассказа о своём овоще.

3 этап. Реализация проекта.

4 этап. Презентация проекта.

Итог работы:

Познавательная ценность:

Углубление и систематизация знаний о овощах;

Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Воспитательная ценность:

Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *