Автор: Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ №69 «Остров сокровищ» (г. Березники, Пермский край).
Участники проекта:
Реализация: воспитатель Поповцева О.В., музыкальный руководитель Палехова О.В.
Целевая группа: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Масштаб проекта:
По срокам реализации – краткосрочный (6 месяцев).
По количеству участников: 20 детей, 22 взрослых.
Основание для разработки проблемы:
Урал — «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной, природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова — это язык русской Одиссеи. А сам «Бажов — по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой, которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий – Камня, Горы и Пещеры. М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете.
Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.
Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П.П.Бажова.
Причины возникновения проблемы:
Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
Возникает информационное голодание в области пропаганды в области историко-культурного наследия и традиций родного края.
Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем осуществления цели: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.
Сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Поэтому работа по ознакомлению воспитанников со сказами должна проводиться в рамках реализации педагогических задач:
— формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
— познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
— создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала.
Реализация проекта:
Задачи | Мероприятия | Подготовительная работа | Срок | Ответствен-ный |
1.Формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. | 1.Чтение произведений, занятия познавательного цикла (знакомство с писателем) | 1.Составление конспектов занятий, подборка произведений. | Февраль -июль | воспитатель |
2.Создание тематического альбома «П.П.Бажов – детям» | 2.Подборка открыток, картинок, репродукций. | Апрель – март | Воспитатель, родители | |
3.Создание библиотеки в группе. | 3.Работа с родителями по пополнению развивающей среды группового пространства. | Февраль -август | Воспитатели, родители. | |
Создание мини-музея «Уральские самоцветы» | Июль | |||
2.Познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края. | Литературная гостиная для родителей «Сказы П.П.Бажова. Русская Одиссея» | Создать аудио, видео копилки, пополнение материалом библиотечки,накопление сувенирных групп, песенного репертуара. | Февраль — май | Воспитатель,родители, муз рук. |
Оформление информационного тематического стенда «Гора самоцветов» | ||||
Практикум «Знакомим дошкольников с родным краем» | ||||
3. Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала | Посещение Березниковского историко-художественного музея. Программа «В гостях у Великого Полоза» | Создание тематического альбома «Камни Урала»Памятка родителям «Приобщение дошкольника к культуре, ее влияние на всестороннее развитие ребенка»Привлечение родителей к совместным культпоходам. | МайИюнь – август | ВоспитателиВоспитатели, родители |
Совместное мероприятие с Краеведческой библиотекой «Родная книга» | ||||
Посещение передвижной выставки «Россыпи Земли уральской» |
По результатам работы в рамках проекта ожидаются следующие результаты:
— более полные представления о творчестве уральского сказителя П.П.Бажова, культуре и традициях родного края;
— формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части народа, представителя Урала;
— активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;
— развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.
Трансляция проекта:
Данный проект транслируется в несколько этапов: 1) для коллег – презентация на Педагогическом совете (февраль 2012 г.), 2) для родителей – создание мини-музея «Уральские самоцветы Павла Бажова» (июль 2012 г.)
Перспективы проекта:
Данный проект способствует обогащению профессионального опыта педагогов по направлению патриотического воспитания дошкольников посредством художественной литературы. Может стать основой для проектирования ознакомления детей с другими писателями малой Родины.
В гостях у ребят Хозяйка Медной горы.
Мини-музей «Уральские самоцветы»
Вот она значит, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться горе — а доброму радости мало.
Синюшка в колодце сидит, свои богатства сторожит
Данило Мастер.
Огневушка – поскакушка.
Великий Полоз.
Поход в музей.
Программа «В гостях у Великого Полоза»