Автор: Мурай Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Колобок» (г. Иваново).
Книга-лучше телевизора,
поверьте !
Книгу можно подержать,
Ее можно полистать,
С нею можно поиграть,
И с неё нарисовать
Иллюстрацию свою.
Развиваем с книгой речь,
Надо нам ее беречь.
Книга — наш любимый друг
С ней не страшен нам досуг.
Паспорт проекта:
Продолжительность проекта: Две недели.
Сроки реализации: с 23 марта по 3 апреля.
Тип проекта: Взросло-детский, познавательно-речевой.
Участники проекта: Дети второй младшей группы, их родители и воспитатель группы.
Актуальность проблемы:
Книгу в последнее время почти полностью заменил телевизор, компьютер. Наши дети не знают, что такое библиотеки и читальные залы. А ведь именно там мы проводили свое время, именно из книг узнавали простые истины. Нравственное и духовное воспитание невозможно без чтения книг. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению знаний детей о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Низкая заинтересованность детей книгами.
Отсутствие семейного чтения.
Небрежное отношение к книге.
Цель проекта: привить детям любовь к книге.
Задачи проекта:
— Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
— Познакомить детей с различными жанрами книг.
— Дать детям знание о библиотеке.
— Пополнить библиотеку группы новыми книгами.
— Обогащать детско-родительские отношения совместным опытом, воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Особенности проекта:
— Опора на личный опыт родителей.
— Взаимодействие с социумом.
Предполагаемый результат:
1. Знать о значении книги в жизни человека.
2. Владеть понятием библиотека.
3. Знать о том, как надо обращаться с книгами, что книгу нужно беречь.
4. Уметь совместно с родителями, а затем и самостоятельно делать костюм и иллюстрацию к любимой сказке.
Продукт проекта: Знакомство с библиотекой, стенгазета «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
— Подбор загадок, пословиц о книге.
— Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
— Анкетирование родителей.
— Задание на дом родителям и детям: сказочный костюм.
Реализация проекта.
Совместная деятельность с детьми:
— Пополнение библиотеки группы «Книжкин дом» домашней книгой.
— Беседы: «Моя любимая книга», «Как появилась книга», «Зачем посещать библиотеку?»
— Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книги»
— Трудовая деятельность в центре книги «Книжкина больница»
— Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»
— Знакомство с пословицами и загадками о книге
— Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, стихии, сказки
— Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Репка»
— Организация выставки «Моя любимая книга»
— Выставка рисунков «Иллюстрация любимой сказки»
— Мини-праздник в сказочных костюмах.
Сотрудничество с семьёй:
— Анкетирование родителей.
— Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.
— Памятка для родителей.
— Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку, посещать выставки, театры.
Деятельность с детьми и родителями:
— Рисование совместно с детьми иллюстрации своей любимой сказки.
— Изготовление сказочного костюма.
— Подбор книги для пополнения библиотеки сада.
— Итоговый результат проекта – посещение выставки в библиотеке «Куклы ручной работы», стенгазета «В гостях у сказки».
Реализация проекта проходит через образовательные области:
1) «Здоровье» — воспитывать ценностное отношение к здоровью, заменить чтением просмотр телепередач.
2) «Физическая культура» — физминутки, подвижные игры со стихами, речь с движениями.
3) «Социализация» — игры «Библиотека», «Книжный магазин», настольные игры «Угадай сказку», пазлы «Теремок».
4) «Труд» — трудовая деятельность в центре «Книжкина больница» — подклеивание страниц у книг.
5) «Безопасность» — расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.
6) «Познание» — расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями.
7) «Коммуникация» — пересказ сказок, составление рассказов из личного опыта. Развивать комплекс выразительных средств для передачи литературного образа. Драматизация сказок, выразительное чтение изученных стихов.
8) «Чтение художественной литературы». Чтение: русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
9) «Художественное творчество» — рисование «Мой любимый сказочный герой», лепка «Репка», рисование «Иллюстрация к любимой сказке».
10) «Музыка» — слушание песен на сказочную тематику, аудиокниги.
Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала. Затем провела анкетирование родителей, беседу с родителями и детьми. Проведенные анкетирование и беседы указали на факт, что чтение стоит далеко не на первом месте по семейному досугу детей и родителей моей группы. Поэтому дальнейшая моя работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение родителей и детей. Этому способствовали коллективные формы работы: изготовление костюмов сказочных героев, иллюстрация к сказкам, мини-праздник в маскарадных костюмах, посещение выставки в библиотеке. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Мы читали книги, играли в сюжетно-ролевые игры, путешествовали по сказкам, выступали с драматизацией сказки, делали книжки-малышки и дарили их младшим детям, смотрели мультфильмы, оформляли «дом» для книг. В группе проведён ряд занятий по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Иллюстрация к любимой сказки». В ходе реализации проекта «Книжкин дом» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам, многие дети выразили желание записаться в библиотеку. А главное — у детей появилась потребность в чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.