Проект «Маленькие пешеходы большого города» (подготовительная группа, долгосрочный)

Автор: Григорьева Ирина Юрьевна, воспитатель первой категории ГБОУ Школа №1883 «Бутово» ДО №5 (г. Москва).

Срок реализации: Долгосрочный (2 месяца).

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Там, где движутся машины,

Люди не должны ходить.

Потому, что очень просто под машину угодить.

На улице такое место проезжей частью называется,

И по проезжей части людям

Ходить строжайше запрещается!

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся ярких, разнообразных автомобилей, автобусов, мотоциклов и т. д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

 Велика воспитательная роль дошкольных учреждений. Здесь дети «учатся» читать сигналы светофора, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в программе, по которой работает учреждение. Поэтому детям в подготовительной группе необходимо повысить уровень знаний о поведении на проезжей части. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная систематическая работа: беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, мастер — классы, по совместному изготовлению атрибутов. Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения. Поэтому, возникла необходимость создания проекта «Маленькие пешеходы большого города».

В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:

1. Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о ПДД, знаках и т.д. через беседу, прослушивание аудио материала.

2. Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео материала.

3. Уточнение знаний детей через дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные музыкально-ритмические игры, опытно-экспериментальную деятельность, ТРИЗ.

4. Закрепление знаний детей в непосредственно — образовательной деятельности.

5. Мониторинг усвоенных знаний, умений, навыков в ходе наблюдения за детьми в свободной игре, самостоятельной деятельности, в организованной деятельности.

Цель: закрепить знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Задачи:

Закрепить знания детей в выполнении элементарных навыков поведения на дороге.

Побуждать использовать изученные Правила дорожного движения на практике.

Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках, работе инспектора ГИБДД.

Закреплять знания детей о специальном транспорте.

Развивать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, желание побеждать и сопереживать.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет новых слов.

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи; бережное отношение к здоровью других детей.

Повышать компетентность родителей по вопросам, касающихся правил дорожного движения.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Пополнять предметно – развивающую среду по вопросам безопасности.

Предполагаемый результат:

Понимают важность соблюдения правил дорожного движения.

Имеют богатый словарный запас.

Имеют представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.

Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

Интересуются знаками дорожного движения.

С интересом слушают новые сказки, стихи, рассказы, участвует в обсуждениях.

Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; после просмотра мультфильмов.

Устанавливают связи между ситуацией и правилами, делают выводы.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители (законные представители), воспитатель, заместитель заведующего по воспитательной работе, руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель.

Необходимое оборудование.

Литературный ряд:

— Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор».

— Житков Б. «Светофор».

— Тарутин О. «Для чего нам светофор».

— Калинина Н. «Как ребята переходили улицу».

— Усачев А. «Домик у перехода».

— Михалков С. «Шагая осторожно».

— картотека стихов и загадок по ПДД.

Демонстрационный ряд:

— «Учим дорожные знаки» г. Киров 2008 год.

— «Правила дорожного движения» СПб, ООО «Новое поколение»2011год.

— «Дорожные знаки, играя, учись» СПб, «Дрофа» 2001 год.

— «Азбука безопасности». Киров 2010 од.

— «Дорожные знаки» дидактические карточки, ООО «Маленький Гений – Пресс».

— «Внимание дорога», г. Киров 2004 год.

— «Твоя безопасность на улице», Москва «Просвещение» 2001 год.

— «Безопасность на дороге», СПб «Детство – Пресс» 2004 год.

— «Лото пешехода» Москва «Парус» 2007 год.

— дидактические игры, фотоматериалы, схемы, алгоритмы.

Аудиоряд: Серия обучающего аудиоматериала для детей по ПДД «Сейчас разовьюсь»:

Кто придумал велосипед.

Почему красный цвет означает.

Почему жезл черно-белый.

Кто придумал светофор.

Почему человека без билета называют зайцем.

Видео ряд:

— Обучающее видео «Правила поведение на проезжей части» видеостудия «Баюн» 2010 год.

— Обучающее видео «Уроки тетушки Совы» студия «Маски» 2011 год.

— Видео презентация «Движение пешеходов по улицам и дорогам».

Содержание работы в рамках реализации проекта

1 этап – подготовительный (2 недели)

№п/пНаименование мероприятияЦельУчастники
1Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект»Корректировка плана проекта по результатам беседы.воспитатель, зам.зав. по В.Р., родители
2Подбор, приобретение и изготовление игр и пособийРасширение, уточнение и закрепление знаний детей о ПДД.воспитатель, зам.зав. по В.Р, родители
3Подбор упражнений зарядки в стихах, упражнений самомассажа, изготовление картотекЗакрепление знаний детей о ПДД, активизация речи детей.воспитатель, зам. зав. по В.Р, муз.рук.
4Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме.Расширение знаний детей по данному вопросувоспитатель, зам.зав. по В.Р, родители
5Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатовПовышение эффективности обучения, облегчение усвоения и осознания материала.воспитатель, зам.зав. по В.Р, родители
6Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действияАктивизация речи детей, обучение последовательному выполнению действийвоспитатель, зам.зав. по В.Р, родители
7Подбор материала для информационного стенда «Безопасность на дороге»Обогащение знаний родителей.воспитатель, зам.зав. по В.Р
8Подбор и выбор мониторинга по теме проектаВыявление знаний детей по данной темевоспитатель, зам.зав. по В.Р

2 этап – основной (5 недель)

№п/пНаименование мероприятияЦель
Работа с детьми
1Проведение мониторингаОпределение уровня знаний детей по данной теме
Образовательная область «Безопасность»
2Беседы:«Правила дорожного движения», «Машины на нашей улице»Закрепить знания о видах транспорта и соблюдении ими ПДД.
3Презентация:- «Какие виды транспорта мы знаем?»,- «Дорожные символика и их значение»,- «Внимание дорожные знаки».Закрепление основных знаний о проезжей части улиц, научить детей различать дорожные знаки.
4Просмотр видеофильма: «Уроки тетушки Совы».Обогащение знаний детей о истории ПДД, поведении на дороге. Закрепление знаний по ПДД.
5— Экскурсия по городу.- Знаки нашего города- Инспектор ГИБДД.- ПерекрестокУточнение и закрепление знаний детей о знаках в городе, о видах перекрестков
6НОД безопасность/познание/коммуникация: «Внимание проезжая часть …»Закрепление полученных знаний о правилах поведения на дороге.
Образовательная область «Здоровье»
7Утренняя гимнастика- «Светофор»Повышение двигательной активности.
8Массаж «Машины и светофор»Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний
Образовательная область «Физическая культура»
9Подвижные игры: — «Кто быстрее»- «Не задень»- «Веселый поезд»- «Правила на дороге».- «Посмотри по сторонам»- «Внимание светофор»- «Пешеходы»- «Какие бывают машины».Повышение двигательной активности. Обогащение двигательного опыта детей.
10Эстафета «Дорожка со знаками», «Я – водитель»Развитие координации движений и ориентировки в пространстве.
Образовательная область «Социализация»
11Сюжетно-ролевые игры:- Сюжетно – ролевая игра «Автобус».- «Я пешеход».- «Инспектор ГБДД».Формирование умений взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами (пешеход, машина, автоинспектор).
Образовательная область «Труд»
12Беседа: «Мой папа водитель»Расширение и обогащение представлений о работе водителя. Воспитание уважения к людям данной профессии.
13Встреча с интересными людьми: «Инспектор ГИБДД»Показать значимость данной профессии для общества.
14НОД (ручной труд) «Светофор»Закрепление строения светофора.
Образовательная область «Познание»
15ТРИЗ:- «Хорошо или плохо?!»,- «Функции объекта»,- «Как это называется?»,- «Что надо знать»,- «Научи меня»Формирование умения выделять и выполнять функции объекта.
16НОД (познание) «Опасная дорога».Дать понимание того, что во дворах может таиться опасность (дорога)
17Серия опытов:- «Определи по цвету»- «Слышу, не слышу»Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности и внимания.
Образовательная область «Коммуникация»
18Беседы:- «Я и дорога»- «Зачем нужны дорожные знаки?»- «Называем правильно»Совершенствование диалогической формы речи. Закрепление знаний о дорожных знаках и их значение на дороге.
19Рассматривание картины:«Улица моего города»Развитие построения высказывания.Помогать более точно характеризовать объект, ситуацию.
20Дидактические игры:- «Чего не хватает?»- «Подбери правильно»- «Что это за знак?»- «Виды транспорта?»Освоение детьми форм речевого этикета. Закрепление знаний по ПДД.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
21Чтение художественной литературы:- Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор».- Житков Б. «Светофор».- Тарутин О. «Для чего нам светофор».- Калинина Н. «Как ребята переходили улицу».- Усачев А. «Домик у перехода».Побуждение детей интересоваться смыслом новых слов.Расширение знаний детей о правилах ПДД. Обогащение словаря детей за счет новых слов.
22Отгадывание загадок: загадки «ПДД»Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.
23Разучивание стихотворения «Михалкова С. «Шагая осторожно».Тренировка долговременной памяти. Закрепление знаний детей о правилах поведения на дороге. Активизация речи детей.
Образовательная область «Художественное творчество»
24НОД (рисование) «Мой город»Закрепление знаний о нахождении знаков на дороге.
25НОД (лепка) «Транспорт»Закрепление навыков лепки
26НОД (аппликация) «Проезжая часть»Закреплять умение соблюдать пропорции предметов
Образовательная область «Музыка»
27Звуки:- тормоза машины- движение автотранспорта- свисток инспектора- звук сиреныРазвитие слухового внимания.
28Игры — этюды: пешеход на дорогеРазвитие навыков выразительной передачи образа.
Работа с родителями (законными представителями)
1Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге»:- Внимание – дорога!- Дети в автомобиле!- Дети в городе!Информирование родителей по ПДД
2Круглый стол «Маленький пешеход»Показать родителям, что они пример для своих детей в выполнении правил дорожного движения.
3Выпуск книжки «Маленькие пешеходы большого города»Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.

3 этап – итоговый (1 неделя)

№п/пНаименование мероприятияЦельОтветственный
1Спортивное развлечение: «Маленькие пешеходы большого города»Закрепление полученных знаний, получение положительных эмоций.рук.физ.воспитания, зам.зав. по В.Р., воспитатель
2Проведение итогового мониторингаОпределение уровня знаний детей по данной теме, постановка задач на перспективу.воспитатель
Обработка материалаСистематизация материала.воспитатель, зам.зав. по В.Р.
3Оформление презентации. Выступление на педсовете.Распространение опыта работы по данной теме.воспитатель, зам.зав. по В.Р.

Анализ проектной деятельности и мониторинга.

Работа по внедрению проектной деятельности «Маленькие пешеходы большого города» была начата после проведения мониторинга.

Проект "Маленькие пешеходы"

Анализ мониторинга показал разделы, по которым знания детей данной группы были недостаточны. Так же с помощью мониторинга были выявлены дети, которым необходимы индивидуальная работа, более длительное время для усвоения материала.

Реализовывая поставленные задачи, мы планировали добиться повышение уровня знаний дошкольников о ПДД, осознанного отношения к значимости соблюдения правил дорожного движения.

Детей увлёк процесс совместной деятельности, и они постоянно проявляли желание узнать больше материала по данной теме.

Мониторинг по проектной деятельности показал:

Уровень развитияНа начало проектной деятельностиПо итогам проектной деятельности
человек%человек%
Соответствует возрасту5211670
Отдельные компоненты не развиты1670730
Большинство компонентов не достаточно развиты29

На основе полученных данных был составлен график:

Проект "Маленькие пешеходы"

График наглядно показывает положительную динамику усвоения детьми материалов по проектной деятельности.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что эффективное формирование знаний дошкольника путём использования в работе современных образовательных, оздоровительных и информационных технологий, поэтапного подхода к образованию дошкольника, использования нетрадиционных форм и методов позволяет повысить интерес ребенка к теме проекта. Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их  многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, свободной и организованной деятельности, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер.  А проектная деятельность позволяет интегрировать данную тему через все образовательные области.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого педагога. Сформированные в детстве навыки безопасного поведения на дороге сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен в сложных ситуациях, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Учебно — методическое обеспечение

методические пособия:

Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб: Пресс, 2009.

Дреер С.С., А.Н. Потыкан «Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5 – 7 лет», «Учитель», 2010г

Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей», Москва, Творческий центр «Сфера», 2004г

Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с пра­вилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. М. : 2008г.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию», Москва, «Просвещение», 1997г

Фирилева Ж.Е. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей», Детство-пресс, 2007г

Т. А. Шорыгина. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : 2006г.

 «Здоровый дошкольник». Авторы составители: С.В. Лободина. Д.Ф.Алексеева, Санкт – Петербург, ЛОИРО, 2000г.

«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, мозаика-синтез, 2010г

наглядно-дидактические пособия:

1. «Учим дорожные знаки» г. Киров 2008 год.

2. «Правила дорожного движения» СПб, ООО «Новое поколение»2011год.

3. «Дорожные знаки, играя, учись» СПб, «Дрофа» 2001 год.

4. «Азбука безопасности» . Киров 2010 од.

5. «Дорожные знаки» дидактические карточки, ООО «Маленький Гений – Пресс».

6. « Внимание дорога», г. Киров 2004 год.

7. «Твоя безопасность на улице», Москва «Просвещение» 2001 год.

8. «Безопасность на дороге», СПб «Детство – Пресс» 2004 год.

Видео ряд:

— Обучающее видео «Правила поведение на проезжей части» видеостудия «Баюн» 2010 год.

— Обучающее видео «Уроки тетушки Совы» студия «Маски» 2011 год. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *