Автор: Опарина Е.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад №6» (г. Лысьва)
Сроки реализации проекта: 3-4 недели.
Участники: дети старшего возраста, воспитатель, родители воспитанников.
Обоснование выбора темы, ее актуальность.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
— Формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
— Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
— Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
— Содействовать развитию творческой активности детей, выразительности в речи и движениях.
Событие: театральная неделя (или Фестиваль театральных искусств, или сюжетно-ролевая игра «Театр»).
Ход проекта:
Выбор темы проекта, формулирование проблемных вопросов.
Мотивация: поездка в театр на спектакль.
Во время поездки в театр обратить внимание детей на фотографии актёров, фотографии из спектаклей и на то, что в театре идут разные постановки.
— Дети, хотите узнать о работе театра и его работниках? Давайте к нам в гости в детский сад пригласим актёра, и он нам расскажет о театре все, что нас интересует.
— Фотография театра.
Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль? | Что мы хотим узнать? | Что сделать, чтобы узнать? |
Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли.В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях.Спектакли бывают детские и для взрослых.Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.). | Какие ещё бывают театры, чем они отличаются?Как артисты готовятся к постановке спектакля?Трудно ли быть артистом?Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?Как зрители узнают, какой будет спектакль?Что такое декорации? | Поискать в Интернете.Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них.Спросить у мамы и папы.Сходить в театр в нашем городе.Рассмотреть иллюстрации. |
Планирование (групповой сбор):
— Какие бывают театры? Чем они отличаются?
— Кто может поискать картинки о театрах и принести их?
— Кто может об этом узнать и рассказать всем?
— Когда вы нас познакомите с тем, что узнаете?
1) Просмотр видеофрагментов о различных видах театров.
2) Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров.
— Кто хочет принять участие в его оформлении?
— Сколько для этого понадобится времени?
3) Театрализованные игры с пальчиковым, теневым, настольным, перчаточным и театром кукол.
Как артисты готовятся к постановке спектакля?
1) Посетить спектакль. Встретиться с артистом после спектакля. Взять у него интервью.
2) Работа над этюдами: пантомимическими и имитационными.
3) Составление рассказов на темы «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
Трудно быть артистом?
1) Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями.
2) Изготовление билетов для игры «Театр» и шапочек.
— Кто хочет принять участие в их изготовлении?
— В каком Центре вы будете это делать?
— К какому дню сделаете?
3) Сюжетно-ролевая игра «Театр».
4) Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист»:
Текст стихотворения:
В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он.
— Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?
Изготовление коллажа «Кто участвует в постановке спектакля?».
— Что нам для этого понадобится?
— Кто хочет принять участие?
— Как зрители узнают, какой будет спектакль?
1) Собрать коллекцию афиш и реклам (с помощью родителей, сотрудников).
— Кто сможет этим заняться?
2) Изготовление своих афиш.
3) Формулировка правил поведения в театре и создание схем о правилах поведения.
— Что такое декорации?
1) Изготовление настольных театров из бумаги, картона, коробочек.
Реализация плана (по Центрам активности в группе):
Центр искусства:Изготовлений билетов в театр.Изготовление афиши.Коллаж «Кто участвует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т.д.).Изготовление настольных театров.Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?». | Центр речи/книги/театра:Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».Оформление новых сценариев (сказок).Встреча с артистом. Мастер-класс по выразительности речи.Разучивание ролей совместно с родителями. | Центр познания:Исследовательский проект «Разные театры» (альбом).Экскурсия в театр, просмотр спектакля. |
Театральный уголок:Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями.Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»).Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» («Теремок»).Схемы правил поведения в театре. | Тема: «Мир театра» | Центр игры:Сюжетно-ролевая игра «Театр».Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т.п.).Обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)». |
Центр строительства:Постройка декораций для драматизации сказки.Конструирование здания театра. | Центр музыки:Подготовка музыкальной сказки «Поварята».Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок. |
Реализация плана.
1. Познавательное развитие:
— Беседа «О чём нам говорит театральный реквизит?» с целью спланировать деятельность детей по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр».
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужны билеты? Для чего нужны кулисы в театре? Нужна ли афиша? Где её лучше разместить? Как зрители узнают, что спектакль начинается? Для чего в театре буфет? Что было бы, если бы в театре не было гардероба?
— Презентация альбома и беседа на тему «Театральные профессии» (театральная труппа: актёры, художник по костюмам, художник-оформитель, гримёр, режиссёр и т.д.);
— Встреча с актёром и беседа «Как появляется спектакль?».
2. Развитие речи и чтение художественной литературы:
— Игра «Комплимент» на развитие сочувствия и сопереживания у детей;
— Игры-этюды, импровизации с целью отработки диалога, выразительности в речи.
3. Продуктивная деятельность:
— Дети создают театральную вывеску, вместе с воспитателем выбирают название для театра;
— Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб;
— Мастер-класс родителя или педагога по изготовлению куклы (героя, персонажа);
— Изготовление разных видов театра самостоятельно и с помощью родителей.
5. Игровая деятельность:
— Организация сюжетно-ролевой игры (обсуждение сюжета, ролей, распределение ролей, подготовка атрибутов для игры).
Материалы: касса с вывеской, сцена с декорациями, афиша; билеты, номерки, программки; деньги.
Презентация, или Итоговый сбор. Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы, ребята, поделимся тем, что делали, что нового узнали. Вы все молодцы, все старались, все мы проделали большую работу, чтоб узнать что-то новое о театре. К нам пришло видеописьмо, давайте посмотрим, что там.
1 слайд: Фото деятельности детей, которые готовили исследовательский проект.
(Презентация проекта.)
2 слайд: Фото деятельности детей, которые изготавливают коллаж.
Рассказ о том, кто и как готовит спектакль.
Показ пальчикового или настольного театра.
Воспитатель: Все артисты – талантливые, способные, творческие люди, которые очень много работают над собой, над своими ролями и выступлениями.
3 слайд: Девочка с мамой (узнаём, какой сюрприз она нам приготовила).
(Читает стихотворение.)
4 слайд: Ребята готовят маски для сказки.
Театрализация сказки, показ всем дошкольным группам детского сада и родителям.
Воспитатель вносит атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Театр», помогает распределить роли.
Сюжетно-ролевая игра «Театр» (организовать продажу билетов, обратить внимание детей на афишу, которая информирует, что сегодня будет спектакль, распределить роли, подготовить посадочные места).
Выпуск стенгазеты «Мы все – артисты».