Проект «Мой родной микрорайон Хотунок» (старшая группа, долгосрочный, познавательно-исследовательский)

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

К. Симонов

Авторы: Чаусова Ольга Николаевна, заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад №15»; Соломенникова Виктория Вадимовна, заместитель заведующего по ВМР; Корниенко Анна Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» (г. Новочеркасск, Ростовская область)

Паспорт инновационного проекта:

Творческое название проекта «Мой родной микрорайон Хотунок»
Тема проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений о родном микрорайоне посредством проектного метода»
Авторы проекта Чаусова Ольга Николаевна, заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад №15»Соломенникова Виктория Вадимовна, заместитель заведующего по ВМРКорниенко Анна Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад №15»
Участники воспитатель группы, дети, родители, специалисты ДОУ
Вид проекта познавательно-исследовательский
Срок реализации долгосрочный (сентябрь 2013 г. – май 2014 г.)
База внедрения проекта МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» (г. Новочеркасск)
Направление развития В соответствие с ФГОС ДО:- приоритетное направление (ОО) «Социально-коммуникативное развитие»;- в содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Инновационность (новизна) Фотографии из семейных альбомов, статьи о семейных династиях из периодической печати, предметы домашней утвари 19 века и другое демонстрируются в мини-музее детского сада «Казачий край»; воспитанники группы проводят экскурсии по мини-музею для всех детей, родителей и гостей ДОУ (ролевая игра «Школа маленького экскурсовода»).
Базовые идеи проекта Воспитание ребенка на основе национальных традиций, с учетом событий и достопримечательностей малой Родины способствует формированию установок на позитивные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.Любить Родину — значит знать, прежде всего, малую Родину. Краеведение — социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Использование в работе с детьми краеведческого материала воспитывает патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Ресурсное обеспечение проекта Информационные ресурсы:- диагностический инструментарий (беседы с детьми);- методическая, энциклопедическая и художественная литература;- наглядно-демонстрационный материал,- ресурсы Интернет, использование ИКТ в проектной деятельности;- экскурсии по микрорайону;- буклеты, памятки, альбомы и другие печатные материалы.Финансовые ресурсы: оказание благотворительной помощи родителей (законных представителей).Человеческие ресурсы: воспитатель группы, дети, родители, специалисты ДОУ.Социальное партнерство в рамках реализации проекта:- «31 завод авиационного технологического оборудования»;- библиотека микрорайона Хотунок (просветительская и досуговая деятельность);- МБОУ ДОД ЦДТТ (организация дополнительного образования по краеведческой направленности);- МБОУ СОШ №24 (выступление агитбригады);- МБОУ СОШ №25 (информация школьного мини-музея);- ГИБДД г. Новочеркасска (профилактическая работа по ДДТТ и ПДД).
Презентация проекта Общее и групповое родительское собрание «Моя малая Родина»

Характеристика инновационного проекта:

Актуальность темы проекта

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста социального опыта жизни в своем микрорайоне (городе), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного микрорайона (города). В «Концепции модернизации российского образования», ФЗ «Об образовании РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2014гг.», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» раскрывается одна из приоритетных задач государства: «воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности».

В условиях реализации:

городского долгосрочного проекта патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина», разработанного в 2009 году Творческой группой при Управлении образования Администрации города Новочеркасска, который предполагает взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников и общественностью;

инновационного проекта ДОУ «Технология проектирования в образовательном процессе ДОУ как средство нравственного воспитания и личностного развития ребенка» (ДОУ является областной инновационной площадкой);

программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.

формирование у воспитанников детского сада нравственных начал, любви к своей Родине, приобщение к истокам русской культуры, воспитание творчески развитой личности проблема духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания становится в нашем детском саду приоритетной. В этой связи с особой остротой встает необходимость создания условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, микрорайону, городу, что является основополагающим для проекта «Мой родной микрорайон Хотунок» и определяет его актуальность.

Гипотеза: Если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний об истории родного микрорайона, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию патриотических чувств. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

Дети:

— осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;

— проявляют интерес к истории родного микрорайона;

— умеют ориентироваться в микрорайоне, вести вежливый разговор с жителями и гостями микрорайона, знают достопримечательности родного микрорайона, умеют любоваться и беречь красоту природы родного микрорайона (сформирована система представлений о родном городе);

— с помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;

— используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т.д.

Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки):

— активно участвовали в реализации проекта, знакомя детей с родным микрорайоном:

— оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, энциклопедическая литература, предметы быта для мини-музея ДОУ «Казачий край», наглядно-демонстрационный материал и др.);

— принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.;

— создали дома условия для нравственно-патриотического воспитания и личностного развития детей (экскурсии в музей, посещения выставок, театра и пр.);

— укрепили детско-родительские отношения.

Педагоги (воспитатель и специалисты):

— повысили педагогическую компетентность по теме «История микрорайона Хотунок»;

— создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного микрорайона;

 — пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.;

— организовали воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;

— организовали итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.

Цель проекта: создание условий для формирование у детей дошкольного возраста системы представлений о микрорайоне Хотунок.

Задачи проекта

Образовательные:

1. Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного микрорайона Хотунок, жизни жителей микрорайона в разные исторические времена, людскому быту и культуре:

— познакомить с историей возникновения микрорайона;

— объяснить, что микрорайон – результат труда людей разных поколений и его история неотделима от истории города Новочеркасска;

— обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история микрорайона;

— познакомить с людьми, прославившими Хотунок в разные исторические времена.

2. Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т.д.

3. Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.).

2. Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее.

3. Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством новочеркасских поэтов и восприятие картин новочеркасских художников.

Воспитательные:

1. Прививать детям чувство гордости за свой родной микрорайон, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.

2. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного микрорайона.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили микрорайон в разные исторические эпохи.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;

— активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

— способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

— мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта.

Проект Мой родной микрорайон Хотунок

На основе впечатлений от совместной деятельности по теме проекта разворачивается ролевая игра «Школа маленького экскурсовода». Так детям дается понятие, что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду (мини-музей).

Цель игры: учить детей проводить экскурсии по детскому саду (мини-музей) для гостей детского сада, используя полученные знания и приобретённый в мини-музее опыт.

Задачи игры:

— Развивать социальное поведение, навыки правильного общения со взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах.

— Развивать связную речь, память, учить логически рассуждать.

— Развивать интонационную выразительность и темп речи, проводить работу над дикцией.

— Развивать ориентировку в пространстве и умение использовать в речи пространственную терминологию.

— Учить вежливому обращению к взрослым и сверстникам.

— Планомерно знакомить детей с функционалом мини-музея, объясняя его назначение.

Ролевая игра «Школа маленького экскурсовода» является долгосрочной и рассчитана на два года (перспектива проекта). Занятия по данному направлению проходят в разных формах: фронтально, индивидуально и с подгруппами. На первых порах экскурсии проводят педагоги, далее экскурсии по детскому саду могут проводить подготовленные дети, а затем к этому привлекаются и остальные дети.

Предполагаемый результат:

— сформирован интерес к роли экскурсовода;

— сформированы коммуникативные навыки — дети готовы к новым формам общения;

— дети знают назначение каждого кабинета и помещения ДОУ;

— дети знают каждого сотрудника, могут рассказать о его профессии и его деятельности в ДОУ;

— повышается авторитет сотрудников детского сада среди детей и родителей.

Мотивация проектной деятельности

Первый вариант:

Воспитатель приносит в группу фотографии видов микрорайона Хотунок (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном микрорайоне. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному микрорайону?» и т.п.

Второй вариант:

В группе воспитатель организовывает выставку открыток (плакатов, фотографий) с изображением родного микрорайона и проводит экскурсию. В созданной воспитателем образовательной ситуации детям задаются вопросы, например: «Какие достопримечательности родного микрорайона вы знаете?», «О каком памятнике архитектуры родного микрорайона вы можете рассказать своим друзьям?» и т.п.

Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей Совместная деятельность с семьями воспитанников
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2013г.) 1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет.2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.3. Составление плана по реализации проекта.4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр.5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.7. Подбор методической литературы.8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации). Знакомство с темой проекта «Мой микрорайон Хотунок» 1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников).2. Анкетирование родителей по теме проекта.3. Помощь в организации информационного стенда.4. Сбор исторических данных, приобретение наглядно-демонстрационного материала и пр.
II этапРабота над проектом (октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.) 1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями):- досуговые мероприятия;- открытые просмотры;- круглый стол на тему: «Ответственность родителей за нравственно-патриотическое воспитание детей»;- оформительская деятельность и пр.2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников.3. Стимулирует активность детей через:- создание проблемных ситуаций;- положительные эмоции;- мотивацию деятельности;- игровую позицию. 1. Вживаются в игровую ситуацию.2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. 1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.
III этапПрезентация проекта (май 2014г.) 1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.2. Подготовка к презентации.3. Презентация проекта на групповом и общем родительском собрании. Представляют продукт своей деятельности гостям группы. Домашние творческие задания на тему «Любимые семейные места отдыха», выставка рисунков и фотографий «Мой родной микрорайон» и др.
IV – этапРефлексия (май 2014г.) 1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта. Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Направления развития (ОО) Подразделы ОО Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Социально-коммуникативное развитие «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»    «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»        «Формирование основ безопасности» Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.    1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным окружающим людям и умения радоваться результатам коллективного труда.    1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ).2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге. 1. Дидактическая игра «Это наш микрорайон?»2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотоколлекции с изображением достопримечательностей микрорайона и его архитектурных сооружений.3. Фотовыставка «Люди и время» (фотографии микрорайона из семейных альбомов).4. Видеоролик «Бирючий кут».1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.2. Субботник по благоустройству территории ДОУ и прилегающей к ДОУ территории «Сделаем свой уголок краше».3. Оформление стенда совместно с родителями «Труд людей разных профессий нашего города».4. Трудовые поручения «Собери на стол» и др.5. Занятие «Приготовь казачку обед» (приготовление витаминного салата). 1. Изготовление карты-схемы совместно с родителями «Безопасный маршрут от дома до детского сада».2. Беседа о профессиях «Кто охранял и охраняет покой микрорайона?»3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ.4. Развлечение с участием работника ГИБДД «Внимание: дорога!».5. Выступление агитбригады детского сада.6. Выступление бригады ЮИД МБСОУШ №24.7. Выставка детского творчества «Внимание: дорога!».8. Изготовление стенгазеты «Осторожно, дорога!».9. НОД «Истории дорог. Современные дороги».
Познавательное развитие «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» 1. Развитие познавательно-исследовательского интереса путем показа занимательных опытов.2. Привлечение к простейшим экспериментам и наблюдениям. Опыт «Таинственные письмена»: послание от казаков атамана Платова потомкам.
«Приобщение к социокультурным ценностям» 1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности микрорайона.2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного микрорайона. 1. Беседы по темам: «Что такое храм и церковь?», «Хотунок – станица казачья».2. НОД «Замечательные люди микрорайона Хотунок».3. Тематические экскурсии: «Архитектурные памятники микрорайона», «Культурные учреждения микрорайона»,«Мини-музей ДОУ казачьего быта «Казачий край».
«Формирование элементарных математических представлений» Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года и др. Серия НОД «Сколько лет родному микрорайону?», «Сколько лет моему дому, в котором я живу?» и др.
«Ознакомление с миром природы» Формирование первичных представлений об особенностях природы родного микрорайона. 1. Показ серии презентаций «Природа родного города». 2. Беседы по теме «Любимое место отдыха».3. Рассматривание альбомов, иллюстраций и репродукций художников Новочеркасска.4. Составление альбома фотографий природы микрорайона и города для потомков «Природа Хотунка в 21 веке».
Речевое развитие «Развитие речи» 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.2. Развитие всех компонентов устной речи. 1. Беседа на тему «Я живу на улице…» (в честь кого названа улица).2. Беседа на тему «Культура поведения казака (казачки)».3. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама».4. Встреча с известными людьми микрорайона Хотунок (спортсмены, учителя школы №24, директор музея и др.).5. Составление творческого рассказа «Из окна моя улица видна».
«Художественная литература» 1. Развитие интереса детей к художественной литературе.2. Привлечение их внимания к выразительным средствам (образные слова, выражения, эпитеты, сравнения).3. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.4. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов. 1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае.2. Поэтический вечер с участием поэтессы В.А. Крютченко.3. Чтение и заучивание литературных произведений донских поэтов и писателей (о родном городе, тех, кто защищал Родину в разные исторические эпохи, природе Донского края).4. Чтение и драматизация казачьих народных сказок: «Лиса и рак». «Две козы».
Художественно-эстетическое развитие «Изобразительная деятельность» 1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).2. Развитие детского творчества. 1. Аппликации: «Наряд для Аксиньи и Григория», «Казачьи награды».2. Рисование: «Мой микрорайон», «Мой дворик».3. Составление серии альбомов детско-родительского творчества «Природа родного микрорайона» и др.4. Коллективная лепка «На хуторе».5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта.6. Выставка коллажей «Что возьмёт казак в поход?»
«Конструктивно-модельная деятельность» 1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, школы и др.).2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. 1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий микрорайона.2. Изготовление макета «Моя улица», «Мой микрорайон».3. Конструирование «Микрорайон моей мечты».
«Музыкально-художественная деятельность» 1. Приобщение детей к музыкальной культуре донских казаков.2.  Обогащение музыкальных впечатлений посредством знакомства с творчеством донских композиторов. 1. Прослушивание песен в исполнении барда Олега Миронова.2. Разучивание песен донского композитора А. Кудряшова из альбома «На донской волне».3. Развлечение «Казачьи посиделки».4.  Музыкальная гостиная «Песни Донского края» (казачьи песни в исполнении воспитателей, детей и родителей).
Физическое развитие «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. 1. Конкурс «Кухня казаков станицы Казачья (Хотунок)».2. НОД «Закаляйся, казачок с казачкой, с пелёнок».
«Физическая культура» Знакомство с казачьими играми и развитие интереса к участию в них. 1. Спортивный праздник «Казачьему роду – нет переводу».2. Изготовление картотеки подвижных игр совместно с родителями «Казачьи игры».3. Конкурс-эстафета совместно с родителями «Игры казачат».4. Беседа о спортсменах – уроженцах микрорайона Хотунок и их спортивных достижениях.
Развитие игровой деятельности «Игровая деятельность» 1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. 1. Сюжетно-ролевые игры из серии «Профессии», «Семья».2. Дидактические игры «Бирюльки» и др.3. Театрализованная игра «Атаман неподкупен».4. Казачьи подвижные игры.

Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:

— Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.

— Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.

— Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.

— Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.

При подготовке проекта была изучена следующая методическая литература:

 1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, — М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.

3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».

4. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  — С. 59-65.

5. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

6. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А. Арапова-Пискарева.

7. Н.В.Алешина; «Родной край»/Р.И. Жуковская,  Н.Ф. Виноградова,  С.А. Козлова; Под. ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.

8. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» – М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.

9. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.

10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

11. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

12. «Твой край родной»: Занимательное краеведение в вопросах и ответах/Нагорный Б.А.- Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1988.80 с.

13. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества»: методическое пособие: в 2-х ч. Ч 1/ авт.- сост. Г.Н. Калайтанова, Н.В. Корчаловская, Л.А. Баландина, Л.В. Бех, Н.Н. Баукова/ под общ . ред. А.Х. Сундуковой. – Ростов н/Д.: Изд- во РО ИПК и ПРО, 2010.- 56 с.

14. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.

15.«Черкасск и его старина»/ Н. Лаврский- М.: Искусство и жизнь.

16.«Я и улица»/П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 96 с. : ил.

17. «Я и дорога» /П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 128 с : ил.

18. «Край родной»: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале).- Ростов- на- Дону: Издательство «БАРО- ПРЕСС», 2008.- 272 с.

19. «Природа и история родного края ». Учебное пособие для учащихся начальной школы. / Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО- ПРЕСС», 2007.- 170 с.

20. «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.-192 с.

21. «Новочеркасск — два века за два дня», Ростов-на-Дону, Издательство «Странник», 2005г.

22. Материалы из ресурсов Интернет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *