Проект «Обереги народов Поволжья» (средняя группа, информационно-творческий, групповой, краткосрочный)

Автор: Козицкая Оксана Юрьевна, воспитатель Структурного подразделения детский сад комбинированного вида «Гнездышко» ГБОУ СОШ №1 (г.Кинель).

Полное название проекта: «Обереги народов Поволжья».

Вид, тип проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный.

Цель, направление деятельности проекта:

Познакомить детей с одним из явлений народного искусства — оберегом.

Развитие наблюдательности, умение анализировать, обобщать.

Развитие мотивации детей к познанию, возрождению, сохранению и почитанию русской народной культуры.

Краткое содержание проекта:

Проект среднесрочный.

Изучение народов Поволжья.

Изучение оберегов, их значения в жизни народов.

Изготовление оберегов.

Создание экспозиции.

Сроки проведения: 2014-2015 уч.год.

Количество участников проекта:

дети – 20 чел.

взрослые – 22 чел (родители, воспитатели)

Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения: Исследование, художественное творчество, игра.

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Экспозиция оберегов

Картотека к экспозиции оберегов

Альбом с иллюстрациями: «Народы Поволжья».

Альбом сочинений «Моя национальность» (совместная работа родителей и детей)

Книжка-малышка «Игры разных народов»

Книга «В гостях у сказки»

Дидактическая игра «Найди пару»

«Аудиотека»

Актуальность проекта:

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.

На протяжении тысячелетий не один дом не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.

Особое значение необходимо уделить приобщению подрастающего поколения к духовному наследию народа. Знакомство с народными обычаями, обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. В процессе работы дети знакомятся с историей возникновения оберегов, с различными видами оберегов. Дети знакомятся с правилами изготовления оберегов, изготавливают их для себя и своих близких.

Творческая работа по созданию оберегов, вызывает у ребенка интерес к их исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Дать знания о символах и древних образах народов Поволжья.

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.

Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению оберёгов

Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализу.

Воспитывать активного участника в общественно-полезной деятельности.

Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Форма презентации: Открытое занятие «Изготовление славянского оберега «Веничек»

ЭтапФормы работы (с наименованием)ЗадачиСрок реализацииВремя в режимеМесто проведения
1 этапОрганизационно-подготовительный этап.Беседа:- «Народный костюм»- «Моя национальность»Ознакомление с художественной литературой:- Сказки- Стихотворения, потешки, прибаутки- «Народы России» (детская энциклопедия)Рассматривание рисунков, фотографий, пейзажей на темы «Костюм», «Обычай», «Оберег»Просмотр мультфильмов по теме проектаСлушание музыки по теме проектаРодительское собрание на тему: «Участвуем в проекте»Анкетирование «Обереги» (Прил.1)Посещение Самарского краеведческого музея им.АлабинаПосещение выставочного центра «Радуга»Сбор необходимых материалов для создания оберегов* Определение проблемы, цели и задач проекта.* Изучение литературы, подбор материала для выполнения исследовательской деятельности.* Выявление знаний детей и родителей о культуре народов.* Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжьядекабрь20-25 минутГруппа
2 этапОсновнойСлавянский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение русской народной сказки «Чернушка»Слушание русской народной музыки («Во поле березка стояла», «Ах вы сени, мои сени», «Барыня» и др)Изготовление славянского оберега «Подкова» из глиныРусская народная игра «Перегонка»Чувашский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение чувашской сказки «Девушка на луне»Слушание чувашской музыки («Асамат Кепере», «Анне çурри» и др.)Изготовление оберега «Суха»Чувашская народная игра «Солнце и луна»Удмуртский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей»Слушание удмуртской музыки («пӧртэм сюрес», «Муш утён гур» и др.)Изготовление оберега «Кукла-закрутка»Удмуртская народная игра «Поляна-жердь»— Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народа.- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни народов, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).- Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализуДекабрь20-25минутГруппа
Татарский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение татарской сказки «Зилян»Слушание татарской музыки («Кубэлэк», «Эх Сез Матур Кызлар» и др.)Изготовление оберега «Бети»Татарская народная игра «Сары буре»Башкирский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение башкирской народной сказки «Кто сильнее?»Слушание башкирской музыки («Бер алманы бишкә бүләйек», «Буранбай» и др.)Изготовление оберега «Птица»Башкирская народная игра «Куз бэйлэш»Марийский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение марийской народной сказки «Девочка и Вувер-кува»Слушание марийской музыки («Тямысэн эктон», «Кадрек ялем» и др.)Изготовление оберега «Берёза»Марийская народная игра «Биляша»Январь20-25 минутГруппа
Мордовский оберегИзучение костюма (просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильма)Изучение обычаев (чтение «Народы России» (детская энциклопедия)Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь»Слушание мордовской музыки «Луганяся келунясь», «Эрзянь келесь» и др.)Изготовление оберега «Рушник»Мордовская народная игра «Раю-раю»февраль20-25 минутГруппа
3 этапЗаключительныйЭкспозиция обереговКартотека к экспозиции обереговАльбом с иллюстрациями: «Народы Волго-Камья».Альбом сочинений «Моя национальность» (совместная работа родителей и детей)Дидактическая игра «Найди пару», «Аудиотека»Книжка-малышка «Игры разных народов»Книга «В гостях у сказки»* Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.* Развивать уровень мышления, художественной памяти* Воспитывать активного участника в общественно-полезной деятельности* Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору народов Поволжья.февраль20-25 минутГруппа

Приложение 1. Анкета «Обереги»

ФИО:

1) Укажите свой возраст:

2) Укажите вид своей деятельности:

а) учащийся б) работающий в) пенсионер

3) Вы знаете, что такое оберег?

а) да б) нет

4) Как Вы относитесь к оберегам, домовым?

а) верю б) не верю

5) Верите ли Вы в обережную функцию каких-либо предметов?

а) верю б) не верю

6) Верите ли Вы в приметы?

а) верю б) не верю

7) Знаете ли вы символику оберегов, т.е. что значит тот или иной предмет?

а) да б) нет

8) Есть ли у Вас в доме, на работе, в машине, на теле обереги?

а) да б) нет

9) Если есть, то какие?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *