Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Актуальность:
Во все времена любовь к Родине и патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утратились традиции патриотического сознания. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить настоящего защитника Отечества, то теперь приоритеты изменились.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями в том, что касается данного вопроса. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому, своим историческим корням. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Гипотеза:
Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель проекта: способствовать формированию у детей патриотических чувств к земле русской, Родине, воинам, ее защищающим.
Задачи проекта:
— расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
— развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
— развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
— воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;
— проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Этапы реализации проекта:
Этап 1 – подготовительный;
Этап 2 – основной;
Этап 3 – заключительный.
Продолжительность проекта: две недели (с 17 по 28 февраля).
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги детского сада.
Ожидаемый результат:
— формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к защитникам Отечества;
— повышение у детей уровня знаний о Российской Армии;
— развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
— повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Основной этап
Познавательно-речевая деятельность:
Мероприятие | Задачи | Материал |
Интегрированное занятие «Защитники Отечества», конструирование «Буденовка». | — Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.- Обогащение речи признаками предметов, синонимами. | Изображения представителей различных родов войск России и военной техники, игрушки или изображения танка, самолета, вертолета, парашюта, кавалериста с шашкой, воина в кольчуге с щитом и булавой на коне, воина-казака, собаки, корабля, бескозырки, шлема.Предметные картинки воинов различных родов войск России.Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества». |
Занятие«Мое Отечество – Россия» | — Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.- Развитие долговременной памяти и мышления. | Репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Осень», «Весна». Записи песен о Родине («Катюша»). Презентация «Моя Родина – Россия». |
Общение педагога с детьми «Рассказы о родных и близких, которые служили в армии» | — Побуждать к активному диалогу, пополнять словарный запас, развивать умение связно рассказывать о своих близких. | Фотографии родных и близких в военной форме.Иллюстрации, фотографии военной службы, принятия присяги.Фотовыставка «Мой папа в армии». |
Беседа «Памятники героям, защищающим Донской край» | — Развивать познавательную активность.- Формировать эмоциональное восприятие казака – защитника Отечества.- Воспитывать чувство гордости за героев-земляков. | Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятники летчикам-авиаторам, Неизвестному солдату, «вечный» огонь и др.).Пояснительная информация к ним. |
Игра «Русь, Россия, Родина моя» | — Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе.- Систематизировать знания о символике государства и разновидностях войск. | Книги, картины, атлас Ростовской области, открытки, российский флаг, герб. Папка «Настоящее и прошлое».Музыкальные произведения патриотического характера (гимн). |
«Путешествие по реке времени» (рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии, гусарах, богатырях) | — Пополнять знания об армии.- Поддерживать активный интерес к книге, развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное.- Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству. | Карта-путешествие «Река времени», иллюстрирующая российскую историю. Выставка книг «Маленькие книги о войне»:- «Богатыри земли русской»;- «Слава герою-бойцу»;- А.М. Митяев «Почему армия всем родная»;- Л. Кассиль «Твои защитники»;- Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»;- М.Ю. Лермонтов «Бородино»;- Ю. Коваль «Алый» и другие. |
«Казаком быть – Родине служить» (заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат) | — Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них.- Познакомить с пословицами великого русского полководца А.В. Суворова, казачьими пословицами, фольклором военных лет нашего времени. | Фотография А.В. Суворова, его пословицы: «Славу свою добывай в бою», «Один в поле не воин», «Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой».Буклеты (выпуск №2, №3).Пословицы о казаках:Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Казак в бою, как орёл в небе. |
Художественно-эстетическая деятельность:
Мероприятие | Задачи | Материал |
Лепка «Наша армия родная» | — Учить умению передавать образ военного: летчик, пограничник, танкист, зенитчик, парашютист и др.- Учить передавать в образе характерные черты, показывая особенности одежды (погоны, ремень, фуражка и т.д.), дополнять детали (оружие, собака для пограничника и др.).- Упражнять в применении разнообразных технических приемов. | Пластилин, иллюстрации военных и военной техники.Оформление выставки «Я военный скульптор».Экскурсия детей младшей группы с экскурсоводом. |
Рисование «Защитники земли русской»Стенгазета- поздравление «С днем защитников Отечества» | — Учить: самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения; добиваться точного соблюдения пропорций и выразительности позы.- Учить умению выбирать цветовое решение для передачи выразительности образа.- Доставить радость папам своей газетой.- Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир. | Трафареты, силуэты для обведения по контуру простым карандашом. Книги для срисовывания, фотографии, картина В.М. Васнецова «Три богатыря», сказка «Никита Кожемяка», гусары из книг М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Богатырская застава».Изготовление коллажа из рисунков.Стенгазета «Поздравляем защитников Отечества» |
Аппликация «Маленький солдат (моряк)» (используется способ обрывания) | — Развивать творчество, инициативу.- Упражнять в умении отражать определенную взаимосвязь предметов, композиционно располагать аппликацию.- Развивать мелкую моторику рук. | Трафареты солдата и моряка. Фотографии, картинки воинов для сравнения.Выставка детского рисунка «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы» |
Конструирование «Скакал казак через долину» (лошадка), «Самолёт-стрела», «Голубь мира», «Буденовка» (используется способ оригами). «Самолеты и танки» (из спичечных коробков).«Я – защитник» (подарок папе) | — Продолжать учить складывать бумагу в различных направлениях, делая четкие линии сгиба, создавать предмет.- Учить работать с бумагой при оклеивании коробка.- Развивать моторику рук, умение самостоятельно делать различные поделки.- Учить работать с плотным картоном, сгибать его по намеченным линиям, складывать в конус.- Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к отцу, вызвать желание порадовать его подарком. | Карты-схемы для изготовления предметов способом оригами.Трафарет голубя.Оформление предметно-развивающей среды (для поддувания и сюжетно-ролевых игр).Цветной картон; трафареты; фотографии-образцы воинов различных родов войск (солдат, моряк, десантник, танкист, пехотинец, санитарка); фломастеры. |
Ручной труд«Кораблик» (панно из лоскутков ткани) | — Развивать умение работы с тканью, способность подбирать цвет и фактуру в зависимости от создаваемого образа. | Трафареты: парусник, корабль, подводная лодка, крейсер, эсминец.Оформление предметно-развивающей среды. |
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры | ||
«Мы военные», «Разведчики», «Скорая помощь». | — Развивать умение самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учетом темы и воображаемой ситуации.- Воспитывать положительные черты характера, учить взаимопомощи. | Создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.). |
Игры с конструированием | ||
«Военная техника», «Военный полигон» | — Развивать умение применять полученные знания при создании разнообразных построек военной техники.- Учить придавать формам устойчивость. | Схемы построек, фотографии, модели. |
Театрализованные игры | ||
«Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки»,«Справедливый папа» | — Формировать сознание необходимости защищать Отечество.- Учить отображать положительные черты характера. | Кукольный театр, герои «Спокойной ночи малыши», костюм Степашки в военной форме с фуражкой. |
Дидактические игры | ||
«Один – много»,«Кто служит в армии?»,«Солдат какой?»,«Что делают?»,«Кому что нужно?»,«Четвертый лишний»,«Какое слово не подходит?»,«Сосчитай до пяти»,«Объясни словечко»,«Угадай форму солдата»,«Найди отличия»,«Найди ошибки художника».Игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку. | — Учить сознательно принимать игровую задачу.- Активизировать словарь (прилагательные, глаголы).- Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже.- Учить образовывать относительные прилагательные.- Развивать логическое мышление и сообразительность. | Настольные игры, иллюстрации, открытки, лабиринты, игры на смекалку.Игры-головоломки «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Занимай-ка».Презентация «Защитники Отечества» (дидактическая игра «Четвертый лишний»). |
Пальчиковые игры | ||
«Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист».«Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец». | — Развивать мелкую моторику, силу рук.- Учить умению с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток.- Учить скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук. | Эспандеры, бумага для скатывания в шарики, проволока, клубки ниток. |
Логоритмика | ||
«Сигнальщики», «Стойкий оловянный солдатик», «Пограничники». | — Развивать общую моторику.- Учить координации речи с движениями. | Светофор, четыре флажка разного цвета – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. |
Психогимнастика | ||
«Разведчики», «Замри!». | — Развивать наблюдательность.- Учить преодолевать двигательный автоматизм. | Магнитофон, аудиозапись музыки различного характера. |
Релаксация | ||
«Замри-отомри», «Капитан и корабль»,«Шторм – штиль»,«Плаваем на облаках». | — Развивать умение напрягаться и расслабляться. | Музыка для релаксации «Плаваем на облаках». |
Тренинги | ||
«Контакты с незнакомыми людьми», «Нарисуй, чего ты боишься». | — Учить вести себя с незнакомыми людьми на улице.- Учить справляться со своими страхами. | Иллюстрации различных ситуаций, демонстрационный материал «Как себя вести с незнакомцем», листы бумаги, карандаши или фломастеры. |
Работа с родителями
Мероприятие | Задачи |
Акция «Семейный досуг без телевизора» (совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями) | — Объединить родителей и детей на коллективной забаве.- Привлечь пап к играм с детьми.- Дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком.- Формировать сплочённость семей группы. |
«20 веселых игр в выходные и праздничные дни».Рекомендации в родительский уголок | — Способствовать общему просвещению родителей.- Знакомить с играми в выходные и праздничные дни. |
Выставка детского творчества «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы» | — Показать результаты детского творчества.- Доставить радость детям. |
Заключительный этап
Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Защитники земли русской» | — Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей. |
«Чай с вареньем, чай с печеньем и с хорошим настроеньем» – праздничный стол для девочек и мальчиков группы. | — Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей. |
Оформление стенгазеты «23 февраля» | |
Презентация видео-проекта «Защитники Отечества» |
Выводы:
В ходе реализации проекта достигнута главная цель: родители вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств, повысилась их заинтересованность в развитии чувства патриотизма в семье; у детей расширилось представление о Российской Армии, появилось желание подражать военным, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
Проект способствовал формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проведено анкетирование среди родителей. По результатам проведенной работы выяснили, что родители считают патриотическое воспитание достаточно актуальным.
Перспектива:
Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.