Автор: Воронина В.А., воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» (п.г.т. Рощинский).
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить знания детей о зимующих птицах.
Формировать элементарные экологические знания.
Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Воспитанник имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку;
Знающий, каким кормом, и как подкармливать;
Умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность.
Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный.
Определение темы проекта, цели и задач
Подбор необходимых литературы и наглядных пособий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями
II этап — основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Рекомендации Родителям:
Совместные прогулки с детьми;
Совместно с ребенком сделать кормушки.
Заучить стихотворение о зимних птицах.
Рассмотреть с детьми зимних птиц на иллюстрациях, книгах, журналах.
III этап — заключительный.
Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.
Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Планирование работы по разным видам деятельности
Дата проведения | ||
Художественное творчество | Рисование. Тема: «Синички»Цель: Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.Лепка. Тема: «Птички на кормушке»Цель: Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря путем силуэтного врезания. | 9.12.1416.12.1423.12.14 |
Музыка | Аудиозапись «Голоса птиц»«Все птички прилетели к нам» В.КирильчукМузыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой.Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички» | В течение недели |
Чтение художественной литературы | Л.Воронцова «Птичьи кормушки»В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка»О.Григорьева «Синичка»А.Яшин «Покормите птиц зимой»З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»И.Тургенев «Воробей»М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильмаН.Рубцов «Воробей», «Ворона».Заучивание наизусть стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой».Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.Отгадывание загадок по теме. | В течение недели |
ПознаниеФормирование целостности картины мира | Тема: «Зимующие птицы»Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелётов.Беседы:«Как живут наши пернатые зимой»«Кто заботится о птицах»«Пользу или вред приносят птицы»«Чем кормить птиц»«Как дети и их родители могут помочь птицам»Наблюдения:Наблюдение за птицами на кормушке.Наблюдение за синичками.Наблюдение за воробьями.Наблюдение за вороной.Наблюдение за голубями.Наблюдение за птичьими следами на снегу. | 8.12.14В течение неделиВ течение недели |
Игровая деятельность | Дидактические игры:«Прилетели птицы-голуби, синицы».«Один-много».«Назови ласково».«Четвёртый лишний».«Счёт птиц».«Кто что ест».«Узнай по описанию».Разрезные картинки.Домино — «Птицы».Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор»Театрализованная игра: «Где обедал воробей»Подвижные игры:«Снегири»«Воробушки и автомобиль»«Зимующие и перелётные птицы»«Собачка и воробей»«Вороны»«Воробушки и кот» | В течение недели |
Работа с родителями | Консультации:«Как и из чего можно сделать кормушки»«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»«Воспитание у детей любви к природе»Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.Просмотр мультфильмов.Беседы с детьми по теме.Заучить с детьми стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой» | В течение всего проекта |
Использованная литература:
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России».
Г.В.Лаптева «Развивающие прогулки для детей».
И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду»
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?».
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Приложение. Родители вместе с детьми смастерили кормушки для птиц