Проект «Широкая масленица» (старшая группа, краткосрочный)

Автор: Рыжова Надежда Ивановна, воспитатель второй категории, МДОУ детский сад №36 «Русская сказка»

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в народном гулянии оставляет более полное и глубокое представления о нем. Участие дает детям возможность понять широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья Масленица силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемый результат:

1. Приобщение детей к традиции проведения Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.

2. Радость и хорошее настроение от приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Объект проекта – русская народная культура.

Предмет проекта – русский народный календарный праздник Масленица.

Цели проекта:

1. Расширить знания детей о традициях русского народа.

2. Сформировать у детей чувство патриотизма.

3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.

4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.

Задачи проекта:

1. Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации: одна неделя.

Разработка проекта:

— составление совместного плана работы над проектом;

— подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме;

— изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;

— проведение различных работ с детьми и родителями;

— организация места проведения праздника;

— проведение инструктажа по технике безопасности;

— подведение итогов, оформление проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

— познакомить с русским народным праздником Масленица, его историей и обычаями;

— воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа;

— формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда;

— дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину;

— формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

— стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;

— познакомить с правилами русских народных игр и научить в них играть;

— формировать представление о здоровом образе жизни у дошкольников;

— воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

— воспитывать любовь к народным праздникам через произведения художественной литературы;

— читать и заучивать фольклорные произведения о Масленице;

— учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

— поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;

— использовать праздник для общения детей, родителей и педагогов;

— обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

— вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников;

— развивать эмоциональную отзывчивость на классические произведения;

— стимулировать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности – пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения;

— познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

— обучать обыгрыванию воображаемых образов и предметов;

— развивать мелкую моторику и творческие способности.

Выполнение проекта

Образовательная область Виды детской деятельности
Формы работы
Познавательная, социально-коммуникативная Познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная
Электронная презентация «О праздниках и традициях русского народа». Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол-скруток, солнышка из шерстяных ниток, лоскутного коврика.
Физическая культура Двигательная, игровая
Народные подвижные игры: «Карусель», «Утка – гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица».Игры-аттракционы: «Петушиный бой», катание на санках с ледяных горок, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метлах.
Речевая Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-игровая
Чтение русского фольклора, стихотворений о Масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице и блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.
Художественно-эстетическая Познавательная, продуктивная
Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на Масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Прослушивание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек «Весна – красна девица», «А мы Масленицу дожидались» и других. Разучивание русских народных песен «К нам гости пришли», «Блины». Разучивание «масленичных» частушек, русских народных заигрышей «Масленица-кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».Разучивание русских народных игр «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен».
Работа с родителями Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со словами Масленица и блин, участие в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным тематическим материалом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *