Вид проекта: познавательный, творческий, детско-взрослый, коллективный, долгосрочный.
Объект проекта: процесс формирования фундаментальных личностных качеств дошкольников, как основа достижения успешного обучения в школе.
Предмет проекта: дидактические и методические условия организации дошкольников по подготовке к школе.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, ученики начальных классов, воспитатели, учитель начальных классов, родители, социум.
Пояснительная записка
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
В нашем образовательном учреждении все дошкольники имеют различные заболевания органов зрения: гиперметропия различной степени, амблиопия, астигматизм, разные виды косоглазия, что затрудняет восприятие окружающего мира, переработку зрительной информации, они плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Некоторые, напротив, беспричинно перевозбуждены. Зрительные заболевания обуславливают ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, мышление. Часто у ребят встречаются недостатки речевого развития. Слабовидящие дети требуют особого внимания. Они быстро устают, долго готовятся к смене деятельности, им чаще, чем здоровым требуется отдых. Обеднение зрительной информации снижает интерес детей к окружающему миру, что предопределяет весь ход развития познавательной, мыслительной деятельности.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Необходимость преемственности сохраняет свою актуальность и на современном этапе, так как с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрением в детский сад и школу вариативных программ и технологий, отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе до сегодняшнего дня сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка-дошкольника, игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях», или существенно изменялась «дидактизировалась». В результате, по данным школьного мониторинга «Готовности детей к школе», отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей, сформированной внутренней позиции школьника.
Обоснование проблемы
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.
3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.
Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Новизна проекта заключается в использовании современной системы дошкольного образования, обеспечивающей качество образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, личности и социума согласно ФГОС.
Исходя из актуальности данной темы, я определила цель данной работы: создание условий для интеграции интересов будущих первоклассников в пробуждении положительного отношения к школе.
Решение данной цели возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по проектной деятельности планируется осуществляться по трем основным направлениям:
— повышение профессиональной компетентности воспитателя (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение образовательных технологий);
— работа с детьми (знакомство детей со школой, учителем, организация совместных мероприятий);
— работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Но, несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС:
разный уровень психического и физического здоровья детей;
разный уровень знаний у детей;
разный уровень предпосылок формирования УУД;
разная степень развития мотивов учения;
разный уровень родительской и педагогической компетенции.
Таким образом, проект «Скоро в школу», прежде всего, предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе детей и обеспечения равных стартовых возможностей для них.
Ориентируясь на современный уровень разработанности проблемы о необходимости преемственности детского сада и школы, а так же принимая во внимание поставленную цель работы, я сформулировала гипотезу о том, что если я в своей работе буду использовать правильно организованную и целенаправленную систему работы в рамках преемственности ФГОС дошкольного образования и начального общего образования, то это приведёт к совершенствованию модели «Выпускник структурного подразделения «Детский сад» – успешный первоклассник».
Задачи проекта:
1. Формировать психологическую готовность дошкольников к школе в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами (психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая).
2. Создать организационные механизмы, психолого-педагогические условия; позволяющие обеспечить индивидуализацию образовательного процесса обучающихся.
3. Развивать у детей «школьную зрелость».
4. Формировать социальную успешность у дошкольников с недостатками в физическом и психическом развитии, а так же из неблагополучных семей.
5. Снять чувство тревоги и сомнения у детей перед встречей со школой.
6. Повышать родительскую компетентность в развитии и воспитании ребёнка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС.
1 этап. Подготовительный
Январь (09.01.-31.01.)
— Изучение уровня представлений детей по теме.
— Опрос родителей «Насколько Вы компетентны в вопросах подготовки детей
к школе?»
— Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.
— Подготовка консультаций для родителей по теме.
— Подбор информации, художественной, методической литературы; иллюстраций, дидактических игр, видеоматериалов, фотографий.
2 этап. Реализация проекта
Январь, февраль, март, апрель.
Тематическое планирование:
Сроки исполнения | Содержание работы | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Деятельность родителей | Продукт | |
Январь | Международный конкурс «Новый год у ворот». Международный конкурс «Зимняя феерия». | Участие Власенко Екатерины, Гречихо Софии, Сидорова Александра в конкурсе. Участие Власенко Екатерины в конкурсе. | Мотивирует детей и родителей на участие в конкурсе. | Сотрудничество с детьми в подготовке к конкурсу. | Дипломы I, II и III мест. Диплом III места. | |
Февраль. | Беседа «Хочу ли я в школу?». Презентация «Первый раз в первый класс». Д/и «Скоро в школу». Рисование «Мой будущий портфель». | Заучивание стихов, загадок, пословиц о школе. | Педагог участвует в обсуждении. Мотивирует детей, помогает в анализе. | Рассказ родителей «Мы тоже были школьниками». Родители Саши участвуют в оформлении выставки. | Правила для воспитан- ных учеников в школе. Персональ-ная выставка «Творчес- кая мастерская Сидорова Саши». | |
Март | Ознакомительная экскурсия в 4 класс «Рабочее место ученика». Совместная образовательная деятельность дошкольников подготовительной группы и обучающихся 4 класса «В гостях у школьников». Совместный концерт к Международному Женскому Дню. Муниципальный, интеллектуальный, городской конкурс «Умники и умницы» | Обобщение знаний о школе. Проявление творческой инициативы. Выступление детей. Участие детей в конкурсе. | Помощь педагога: направляет, помогает. Мотивирует детей, помогает. | Семейный альбом «Школьные годы» (подбор картинок, фотографий). Совместное с детьми чтение книг о школе. Сотрудничество с детьми в подготовке к конкурсу. | Совместное творческое панно «Корзина с тюльпана-ми». Диплом. Номинация «Самая творческая команда». | |
Апрель | Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Первоцвет». Экскурсия в школьную библиотеку. | Знакомство с читальным, компьютерным залами. Знакомство со школьной библиотекой. | Организует экскурсии. | Запись в детскую городскую библиотеку «Первоцвет». | Творческая выставка «Ромашка школьных желаний». | |
3 этап. Заключительный | ||||||
Май | Встреча с учениками-выпускниками детского сада. Посещение линейки в школе. Подготовка к выпускному «До свидания, детский сад!» Выступление на выпускном в 4 классе. | Общение с выпускниками, рассматривание школьных принадлежностей. Знакомство со школьными традициями. Разучивание стихов, песен, танцев, сценок и т.д. Подготовка к выступлению. | Совместное обсуждение выпускного с детьми, муз. работником, с родителями. Помощь детям в подготовке выступления. | Участие родителей в подготовке выпускного. Участие родителей в подготовке выступления. | Фото- выставка- отчёт «Мы хотим в школу!». Выпускной «Досвид-я, детский сад». | |