Проект «Скоро в школу!» (подготовительная группа, долгосрочный, познавательный)

Вид проекта: познавательный, творческий, детско-взрослый, коллективный, долгосрочный.

Объект проекта: процесс формирования фундаментальных личностных качеств дошкольников, как основа достижения успешного обучения в школе.

Предмет проекта: дидактические и методические условия организации дошкольников по подготовке к школе.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, ученики начальных классов, воспитатели, учитель начальных классов, родители, социум.

Пояснительная записка

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

В нашем образовательном учреждении все дошкольники имеют различные заболевания органов зрения: гиперметропия различной степени, амблиопия, астигматизм, разные виды косоглазия, что затрудняет восприятие окружающего мира, переработку зрительной информации, они плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Некоторые, напротив, беспричинно перевозбуждены. Зрительные заболевания обуславливают ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, мышление. Часто у ребят встречаются недостатки речевого развития. Слабовидящие дети требуют особого внимания. Они быстро устают, долго готовятся к смене деятельности, им чаще, чем здоровым требуется отдых. Обеднение зрительной информации снижает интерес детей к окружающему миру, что предопределяет весь ход развития познавательной, мыслительной деятельности.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Необходимость преемственности сохраняет свою актуальность и на современном этапе, так как с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрением в детский сад и школу вариативных программ и технологий, отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе до сегодняшнего дня сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка-дошкольника, игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях», или существенно изменялась «дидактизировалась». В результате, по данным школьного мониторинга «Готовности детей к школе», отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей, сформированной внутренней позиции школьника.

Обоснование проблемы

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.

3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

Новизна проекта заключается в использовании современной системы дошкольного образования, обеспечивающей качество образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, личности и социума согласно ФГОС.

Исходя из актуальности данной темы, я определила цель данной работы: создание условий для интеграции интересов будущих первоклассников в пробуждении положительного отношения к школе.

Решение данной цели возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Организация работы по проектной деятельности планируется осуществляться по трем основным направлениям:

— повышение профессиональной компетентности воспитателя (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение образовательных технологий);

— работа с детьми (знакомство детей со школой, учителем, организация совместных мероприятий);

— работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Но, несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС:

разный уровень психического и физического здоровья детей;

разный уровень знаний у детей;

разный уровень предпосылок формирования УУД;

разная степень развития мотивов учения;

разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Таким образом, проект «Скоро в школу», прежде всего, предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе детей и обеспечения равных стартовых возможностей для них.

Ориентируясь на современный уровень разработанности проблемы о необходимости преемственности детского сада и школы, а так же принимая во внимание поставленную цель работы, я сформулировала гипотезу о том, что если я в своей работе буду использовать правильно организованную и целенаправленную систему работы в рамках преемственности ФГОС дошкольного образования и начального общего образования, то это приведёт к совершенствованию модели «Выпускник структурного подразделения «Детский сад» – успешный первоклассник».

Задачи проекта:

1. Формировать психологическую готовность дошкольников к школе в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами (психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая).

2. Создать организационные механизмы, психолого-педагогические условия; позволяющие обеспечить индивидуализацию образовательного процесса обучающихся.

3. Развивать у детей «школьную зрелость».

4. Формировать социальную успешность у дошкольников с недостатками в физическом и психическом развитии, а так же из неблагополучных семей.

5. Снять чувство тревоги и сомнения у детей перед встречей со школой.

6. Повышать родительскую компетентность в развитии и воспитании ребёнка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС.

1 этап. Подготовительный

Январь (09.01.-31.01.)

— Изучение уровня представлений детей по теме.

— Опрос родителей «Насколько Вы компетентны в вопросах подготовки детей

 к школе?»

— Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.

— Подготовка консультаций для родителей по теме.

— Подбор информации, художественной, методической литературы; иллюстраций, дидактических игр, видеоматериалов, фотографий.

2 этап. Реализация проекта

Январь, февраль, март, апрель.

Тематическое планирование:

Сроки исполнения Содержание работы Деятельность детей Деятельность педагогов Деятельность родителей Продукт  
Январь             Международный конкурс «Новый год у ворот».             Международный конкурс «Зимняя феерия».             Участие Власенко Екатерины, Гречихо Софии, Сидорова Александра в конкурсе.     Участие Власенко Екатерины в конкурсе.                       Мотивирует детей и родителей на участие в конкурсе.                       Сотрудничество с детьми в подготовке к конкурсу.             Дипломы I, II и III мест.           Диплом III места.  
  Февраль.   Беседа «Хочу ли я в школу?».   Презентация «Первый раз в первый класс».   Д/и «Скоро в школу».   Рисование «Мой будущий портфель».   Заучивание стихов, загадок, пословиц о школе.   Педагог участвует в обсуждении.         Мотивирует детей, помогает в анализе.   Рассказ родителей «Мы тоже были школьниками».     Родители Саши участвуют в оформлении выставки.   Правила для воспитан- ных учеников в школе.   Персональ-ная выставка «Творчес- кая мастерская Сидорова Саши».  
Март                                     Ознакомительная экскурсия в 4 класс «Рабочее место ученика».   Совместная образовательная деятельность дошкольников подготовительной группы и обучающихся 4 класса «В гостях у школьников».   Совместный концерт к Международному Женскому Дню.   Муниципальный, интеллектуальный, городской конкурс «Умники и умницы»   Обобщение знаний о школе.             Проявление творческой инициативы.       Выступление детей.     Участие детей в конкурсе.                     Помощь педагога: направляет, помогает.             Мотивирует детей, помогает. Семейный альбом «Школьные годы» (подбор картинок, фотографий).       Совместное с детьми чтение книг о школе.               Сотрудничество с детьми  в подготовке к конкурсу.           Совместное творческое панно «Корзина с тюльпана-ми».                 Диплом. Номинация «Самая творческая команда».  
Апрель   Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Первоцвет».   Экскурсия в школьную библиотеку.     Знакомство с читальным, компьютерным залами.   Знакомство со школьной библиотекой. Организует экскурсии. Запись в детскую городскую библиотеку «Первоцвет». Творческая выставка «Ромашка школьных желаний».    
3 этап. Заключительный    
Май Встреча с учениками-выпускниками детского сада.           Посещение линейки в школе.     Подготовка к выпускному «До свидания, детский сад!»       Выступление на выпускном  в 4 классе.                       Общение с выпускниками, рассматривание школьных принадлежностей.       Знакомство со школьными традициями.   Разучивание стихов, песен, танцев, сценок и т.д.       Подготовка к выступлению.                         Совместное обсуждение выпускного с детьми, муз. работником, с родителями.   Помощь детям в подготовке выступления.                           Участие родителей в подготовке выпускного.       Участие родителей в подготовке выступления.     Фото- выставка- отчёт «Мы хотим в школу!».           Выпускной «Досвид-я, детский сад».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *