Проект «Усть-Илимск — моя судьба» (долгосрочный, познавательно-исследовательский)

Автор: Перфильева Валентина Адамовна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» (г.Усть-Илимск, Иркутская область).

Актуальность проекта:

В новом Федеральном государственном образованном стандарте начального общего образования уделено особое внимание проектной деятельности младших школьников. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье — один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества, зреет в сердцах наших детей, как наивысший уровень гражданского самосознания — патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов — самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.

Вид проекта: социальный, познавательно – исследовательский, детско — взрослый, коллективный, долгосрочный.

Объект проекта: процесс организации изучения малой родины, как познание младшими школьниками себя полноценной личностью в современном обществе.

Предмет проекта: дидактические и методические условия организации обучающихся по изучению своей малой родины.

Обоснование выбора темы проекта (проблемы):

1.Отсутствие доступной информации по истории своего края.

2.Обучающиеся не умеют открывать знания путём поиска.

3.Слабое умение представить окружающим полученные знания.

Гипотеза: Если я, воспитывая учеников, буду развивать поисковые навыки, создавая условия для освоения навыков исследовательской и проектной деятельности, буду формировать чувства сопричастности к родному краю, то это будет лучшей подготовкой к социально – активной жизненной позиции младших школьников в будущем.

Цели проекта:

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Формирование у обучающихся чувства сопричастности к родному городу.

Задачи:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

Расширить кругозор обучающихся путём формирования знаний и представлений о жизни города Усть-Илимска и его природном окружении.

Создать образное представление об истории, этнокультурном своеобразии родного города.

Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к исследовательской деятельности, к словотворчеству, к изобразительной деятельности.

Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

Воспитывать чувства гордости и любви к родному городу Усть-Илимску.

Воспитывать у обучающихся деятельную любовь к природе родного края.

Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Начальная школа — Детский сад», родители учеников.

Время реализации проекта: октябрь 2013 года — май 2014 года.

Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.

Новизна проекта: создание новой образовательной среды и развития собственной преобразующей деятельности младших школьников, направленной на обеспечение целенаправленного формирование знаний о родном городе.

Материально – техническое обеспечение проекта:

Для реализации проекта используются следующие средства:

1. ИКТ (электронные, бумажные носители).

2. Наглядность (иллюстрации, картины, фото).

3. Фотоматериалы.

4. Экскурсии (детская городская библиотека «Первоцвет», библиотека искусств, достопримечательности, улицы города, транспорт города).

5. Исследование, поиск.

6. Привлечение родителей к проекту.

7. Связь с социумом.

Форма продуктов проектной деятельности:

выставки рисунков, фотографий по теме «Мой город»;

макет «Уголок моей малой родины»;

детская энциклопедии «Достопримечательности города Усть-Илимска;

книжка-малышка «Забота о пернатых»;

презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть – Илимск – моя судьба».

Информационно-техническое оснащение: детская библиотека «Первоцвет», школьная библиотека, библиотека искусств, картинная галерея, Интернет.

Ожидаемые результаты:

Для обучающихся:

— ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

— развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

— самореализация.

.Для родителей.

— повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Принципы реализации проекта:

1) Принцип развития — отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации — предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения — отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности — предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

5) Принцип системности — достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Формы и методы реализации проекта:

— Познавательные занятия, экскурсии;

— Исследовательская деятельность;

— Поисковая деятельность;

— Продуктивная деятельность;

— Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Данный проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников «Усть – Илимск – моя судьба».

Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный. Октябрь — ноябрь 2013г.

— Изучение уровня представлений по теме.

— Опрос родителей «Какие мероприятия могут способствовать воспитанию любви к своей малой Родине?»

— Анкетирование детей по выявлению знаний о своей малой Родине.

— Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.

— Подготовка консультаций для родителей по теме.

— Подбор информации, художественной, методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, видеоматериалов, фотографий.

2 этап. Реализация проекта. Декабрь 2013г.- май 2014г.

Тематическое планирование

СрокиТема разделаДеятельность детейПродукт проектной деятельностиДеятельность родителей
Декабрь 2013г.«Улицы моего города»Диагностика «Рукавичка»Прогулки и экскурсии по улицам родного города.Исследование улицы школы.Макет «Улица, на которой стоит наша школа»Создание банка данных «Улицы моего города»— Знакомство с памяткой по проектной деятельности.- Оказание помощи в поиске информации об улицах города.
Январь 2014г.«Моя малая родина- Усть –Илимск»Мой город Усть-Илимск (расположение на карте), герб города, флаг — тематическое занятие.Презентация «Улицы города Усть-Илимска».«Памятники моего города»Выставка рисунков «Мой город»Оформление папки «Символика города»Энциклопедия «Достопримечательности города Усть -Илимска»— Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города.
Февраль, март, апрель 2014г.«Мы и природа»Исследов-я деятельность «Птицы нашего микрорайона»:- анкетирование «Знание о зимующих птицах»- конкурс кормушек- презентация «Покормите птиц зимой»- создание столовой для птицАкции:- «Поможем зимующим птицам»- «Крошка»Книжка – малышка «Забота о пернатых».В папиной мастерской «Кормушка для птиц».Оформленный результат наблюдений «Столовая для птиц»Листовки – призывы.Правила подкормки птиц.— Помощь в подборе занимательного материала о птицах.- Оказание помощи детям в подготовке сообщений о птицах.- Изготовление кормушек.- Участие в конкурсе кормушек.- Участие в акциях.
Май 2014г.«Истории героев ВОВ, живущих в родном городе»Беседа «О том, что дорого и свято».Презентация «Этот День Победы».Творческая работа «Расскажи о своём герое».Возложение цветов к памятнику современных героев и «Три звезды».«Из семейного архива» — воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне.Сборник стихов, сочинений «Расскажи о своём герое»Выставка семейной реликвии «Дедушкины ордена и медали».— Участие в анкетировании «Отношение ребёнка к проектной деятельности»- Совместное сочинение стихов, придумывание рассказов.Участие в выставке.- Участие в экскурсии к памятникам.

3 этап. Заключительный.

Конец мая 2014г.Презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть-Илимск-моя судьба»Защита проекта.Результаты защиты.Совместное обсуждение идей с педагогом по созданию презентации.

Список литературы:

Александрова Ю.Н. «Юный эколог» — изд. «Учитель», 2010г.

Бубнов А.С. «Илимская пашня. Время перемен» — Братск, 2000г.

Буевич Л.П.«Знатоки родного города» — ж/л «Начальная школа» №5 – 1998г.

Зайцева Л.И. «Опыт объединения учителей краеведов» — ж/л «Начальная школа» №5-1998г.

Ивашина Н. «Память моя как набат» — г. Усть – Илимск, 2002г.

Косина Г.М. «Открытие мира ребёнком» — А., 1992г.

Лященко Е.А. «Школа юного краеведа» — изд. «Учитель», 2007г.

Перфильев В.П. «Память, стой, замри – это надо…» — г. Усть –Илимск, 2005г.

Перфильев В.П. «Судьбы, опалённые войной» — г. Усть – Илимск, 2005г.

Руднянская Е.И. «Экскурсии в природу» — изд. «Учитель», 2007г. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *