Автор: Перфильева Валентина Адамовна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» (г.Усть-Илимск, Иркутская область).
Актуальность проекта:
В новом Федеральном государственном образованном стандарте начального общего образования уделено особое внимание проектной деятельности младших школьников. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье — один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества, зреет в сердцах наших детей, как наивысший уровень гражданского самосознания — патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов — самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Вид проекта: социальный, познавательно – исследовательский, детско — взрослый, коллективный, долгосрочный.
Объект проекта: процесс организации изучения малой родины, как познание младшими школьниками себя полноценной личностью в современном обществе.
Предмет проекта: дидактические и методические условия организации обучающихся по изучению своей малой родины.
Обоснование выбора темы проекта (проблемы):
1.Отсутствие доступной информации по истории своего края.
2.Обучающиеся не умеют открывать знания путём поиска.
3.Слабое умение представить окружающим полученные знания.
Гипотеза: Если я, воспитывая учеников, буду развивать поисковые навыки, создавая условия для освоения навыков исследовательской и проектной деятельности, буду формировать чувства сопричастности к родному краю, то это будет лучшей подготовкой к социально – активной жизненной позиции младших школьников в будущем.
Цели проекта:
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование у обучающихся чувства сопричастности к родному городу.
Задачи:
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Расширить кругозор обучающихся путём формирования знаний и представлений о жизни города Усть-Илимска и его природном окружении.
Создать образное представление об истории, этнокультурном своеобразии родного города.
Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к исследовательской деятельности, к словотворчеству, к изобразительной деятельности.
Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Воспитывать чувства гордости и любви к родному городу Усть-Илимску.
Воспитывать у обучающихся деятельную любовь к природе родного края.
Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Начальная школа — Детский сад», родители учеников.
Время реализации проекта: октябрь 2013 года — май 2014 года.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Новизна проекта: создание новой образовательной среды и развития собственной преобразующей деятельности младших школьников, направленной на обеспечение целенаправленного формирование знаний о родном городе.
Материально – техническое обеспечение проекта:
Для реализации проекта используются следующие средства:
1. ИКТ (электронные, бумажные носители).
2. Наглядность (иллюстрации, картины, фото).
3. Фотоматериалы.
4. Экскурсии (детская городская библиотека «Первоцвет», библиотека искусств, достопримечательности, улицы города, транспорт города).
5. Исследование, поиск.
6. Привлечение родителей к проекту.
7. Связь с социумом.
Форма продуктов проектной деятельности:
выставки рисунков, фотографий по теме «Мой город»;
макет «Уголок моей малой родины»;
детская энциклопедии «Достопримечательности города Усть-Илимска;
книжка-малышка «Забота о пернатых»;
презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть – Илимск – моя судьба».
Информационно-техническое оснащение: детская библиотека «Первоцвет», школьная библиотека, библиотека искусств, картинная галерея, Интернет.
Ожидаемые результаты:
Для обучающихся:
— ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
— развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
— самореализация.
.Для родителей.
— повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
1) Принцип развития — отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации — предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения — отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности — предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности — достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта:
— Познавательные занятия, экскурсии;
— Исследовательская деятельность;
— Поисковая деятельность;
— Продуктивная деятельность;
— Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Данный проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников «Усть – Илимск – моя судьба».
Этапы реализации:
1 этап. Подготовительный. Октябрь — ноябрь 2013г.
— Изучение уровня представлений по теме.
— Опрос родителей «Какие мероприятия могут способствовать воспитанию любви к своей малой Родине?»
— Анкетирование детей по выявлению знаний о своей малой Родине.
— Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.
— Подготовка консультаций для родителей по теме.
— Подбор информации, художественной, методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, видеоматериалов, фотографий.
2 этап. Реализация проекта. Декабрь 2013г.- май 2014г.
Тематическое планирование
Сроки | Тема раздела | Деятельность детей | Продукт проектной деятельности | Деятельность родителей |
Декабрь 2013г. | «Улицы моего города» | Диагностика «Рукавичка»Прогулки и экскурсии по улицам родного города.Исследование улицы школы. | Макет «Улица, на которой стоит наша школа»Создание банка данных «Улицы моего города» | — Знакомство с памяткой по проектной деятельности.- Оказание помощи в поиске информации об улицах города. |
Январь 2014г. | «Моя малая родина- Усть –Илимск» | Мой город Усть-Илимск (расположение на карте), герб города, флаг — тематическое занятие.Презентация «Улицы города Усть-Илимска».«Памятники моего города» | Выставка рисунков «Мой город»Оформление папки «Символика города»Энциклопедия «Достопримечательности города Усть -Илимска» | — Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города. |
Февраль, март, апрель 2014г. | «Мы и природа» | Исследов-я деятельность «Птицы нашего микрорайона»:- анкетирование «Знание о зимующих птицах»- конкурс кормушек- презентация «Покормите птиц зимой»- создание столовой для птицАкции:- «Поможем зимующим птицам»- «Крошка» | Книжка – малышка «Забота о пернатых».В папиной мастерской «Кормушка для птиц».Оформленный результат наблюдений «Столовая для птиц»Листовки – призывы.Правила подкормки птиц. | — Помощь в подборе занимательного материала о птицах.- Оказание помощи детям в подготовке сообщений о птицах.- Изготовление кормушек.- Участие в конкурсе кормушек.- Участие в акциях. |
Май 2014г. | «Истории героев ВОВ, живущих в родном городе» | Беседа «О том, что дорого и свято».Презентация «Этот День Победы».Творческая работа «Расскажи о своём герое».Возложение цветов к памятнику современных героев и «Три звезды». | «Из семейного архива» — воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне.Сборник стихов, сочинений «Расскажи о своём герое»Выставка семейной реликвии «Дедушкины ордена и медали». | — Участие в анкетировании «Отношение ребёнка к проектной деятельности»- Совместное сочинение стихов, придумывание рассказов.Участие в выставке.- Участие в экскурсии к памятникам. |
3 этап. Заключительный.
Конец мая 2014г. | Презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть-Илимск-моя судьба» | Защита проекта. | Результаты защиты. | Совместное обсуждение идей с педагогом по созданию презентации. |
Список литературы:
Александрова Ю.Н. «Юный эколог» — изд. «Учитель», 2010г.
Бубнов А.С. «Илимская пашня. Время перемен» — Братск, 2000г.
Буевич Л.П.«Знатоки родного города» — ж/л «Начальная школа» №5 – 1998г.
Зайцева Л.И. «Опыт объединения учителей краеведов» — ж/л «Начальная школа» №5-1998г.
Ивашина Н. «Память моя как набат» — г. Усть – Илимск, 2002г.
Косина Г.М. «Открытие мира ребёнком» — А., 1992г.
Лященко Е.А. «Школа юного краеведа» — изд. «Учитель», 2007г.
Перфильев В.П. «Память, стой, замри – это надо…» — г. Усть –Илимск, 2005г.
Перфильев В.П. «Судьбы, опалённые войной» — г. Усть – Илимск, 2005г.
Руднянская Е.И. «Экскурсии в природу» — изд. «Учитель», 2007г.