Автор: Кузьменко Оксана Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Василёк» (г. Рубцовск).
Образовательная область: Художественное творчество.
Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.
Программные задачи:
Образовательные:
Познание:
— уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.
Художественное творчество:
— учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.
Коррекционно-развивающие:
Познание:
— развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;
— закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
— совершенствовать умение работать по схеме.
Художественное творчество:
— учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.
Социализация:
— повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.
Здоровье:
— совершенствовать общую и мелкую моторику.
Речевые:
Коммуникация:
— активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый);
— упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и несовершенного вида;
— учить отвечать на вопросы полными предложениями;
— развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;
— побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
Воспитательные:
Социализация:
— воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
— вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
Лексический материал:
Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.
Красногрудый, длинноногий, пёстрокрылый, белогрудый, чернокрылый.
Предварительная работа:
— чтение стихотворений о птицах;
— загадывание загадок;
— чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;
— рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;
— выделение особенностей строения и внешнего вида;
— дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;
— наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
— лепка снегиря;
— разучивание физминутки «Прилетели птички»;
— оформление листов-панно для аппликаций;
— заготовка деталей хвоста и крыла;
— объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».
Оборудование: плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, кармашки-клетки, конверт с письмом, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.
Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям, договаривание предложений.
Действия детей | Действия педагога | Примечани |
1.Организационный момент: | ||
Дети стоят в кругу.Дети вспоминают и договаривают пословицы. | — Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы.- Всякая птица…- У каждой пташки…- Журавль прилетел…- Соловей берёт пением…- Сколько кукушка не кукуй…- Воробьи под кровлю… | Мотивация детей на участие в процессе обучения |
2.Вступительная беседа: | ||
Дети садятся на ковёр в удобных позах.Дети проявляют интерес к создавшейся ситуации, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя. | Взрослый предлагает ребятам присесть.- Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках?Звучит голос:- Ой,ой,ой. Ой,ой,ой.К нам пришёл волшебник злой.Он руками замахалИ всех птиц заколдовал.Вы письмо скорей прочтите,Бедным птицам помогите.- Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам.Чтение письма:- Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый.- О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль)- О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д.- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц.- Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.- А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил).- Вот и снегирь свой клюв повесил. | Звучит музыка — голоса птиц.Закрепление знаний детей о внешних особенностях птиц, активизация в речи прилагательных. |
3.Основная частьа) Сообщение темы | ||
Дети предлагают варианты решения проблемы. | — Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение?- Очень хорошая идея — найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины». | Определение темы и цели деятельности |
б) Показ и анализ образца(см. Приложение 1) | ||
Дети садятся на стулья.Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру. | Воспитатель приглашает детей пройти за столы.- Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу?- Назовите части тела птицы.- Давайте посчитаем их.- Какая по форме голова птицы?- Какое по форме туловище снегиря?- Какой формы глаз?- Какой по форме клюв?- Какого цвета бумага нам понадобится для работы?- Какие части тела у снегиря чёрного цвета?- Какое по цвету туловище у снегиря?- Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.- Где на листе расположен снегирь?- Как расположено туловище птицы?- Где расположена голова?- Где расположен хвост?- Где находится крыло?- Где расположены лапки?-Где на голове нашего снегиря находится глаз?- Где расположен клюв?- В какую сторону смотрит снегирь?- Сравните голову и туловище. Что больше?- Сравните туловище и хвост, что длиннее? | Уточнение особенностей внешнего вида снегиря. |
в) Составление последовательности выполнения работы | ||
Дети, под руководством педагога, планируют свою работу, опираясь на схемы – опоры. (см. Приложение 2) | — Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу.- Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.- Что будем делать потом?- Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.- Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше?- Надо разложить все детали на картоне.- Расскажите о следующем шаге.- Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.(По аналогии разбирается вся схема) | Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом. |
г) Физминутка | ||
Дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стихотворение:руки скрещены, повернуть ладонями к себе,большие пальцы соединены друг с другом;ладони имитируют взмахи крыльев;присесть на корточки, руки за спину;пальцами постучать по полу;покружиться на месте;наклоны головы вверх-вниз;руки на пояс, движения локтями;повороты головы вправо-влево;бегут на стульчики. | -Покружились, покружилисьИ все в птиц мы превратились.Ну-ка, птички полетели,Полетели и присели,Поклевали зёрнышки,Поиграли в полюшке,Водичку попили,Пёрышки помыли,В стороны посмотрелиИ на место улетели. | Снижение физической усталости, морального напряжения.Развитие общей и мелкой моторики. |
д) Повторение последовательности выполнения работы | ||
Дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы.Ребёнок выходит к доске и выкладывает детали. | — Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.Разложить все детали на картоне.- Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону. Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо.- Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.- Что будем делать дальше?Сначала надо наклеить туловище.Потом наклеить голову.Затем будем клеить хвост.Потом приклеить крыло.Дорисовать лапы, клюв, глаза.- Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег. | Развитие планирующей функции речи. |
е) Самостоятельная деятельность детей | ||
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу. | В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.Например:- Что надо наклеить сначала?- Что ещё надо обвести?- Что ты уже вырезал?- Что ты рисуешь? | Развитие регулирующей функции речи и изобразительных навыков. |
з) Анализ детских работ | ||
Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом.Ребята отмечают работы, которые им понравились,свой выбор аргументируют.Дети хлопают в ладоши.Чтение стихотворения о снегире. | — Посмотрите на всех птиц.- Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)- Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.- Расскажите о понравившейся вам птице- Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько?- Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.- Давайте порадуемся вместе с ним.- Пришло время возвращаться в детский сад. Чтобы попасть обратно, надо вспомнить стихотворение, а какое вам подскажут птицы.- Посмотрите, на что похожи снегири, когда сидят на ветках?- Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение? | Обучение умению оценивать свою работу и работы сверстников.Закрепление знаний о характерных особенностях внешнего вида птицы (названии частей, их цвете, форме, пропорциях и взаимном расположении). |
4.Организационное окончание. | ||
Свободные высказывания детей о том, чем они занимались.Дети наводят порядок на рабочих местах и собираются на прогулку, чтобы понаблюдать за птицами и покормить их. | — Вот мы и вернулись в детский сад.- Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц и что вам особенно понравилось?- Расскажите, как мы выполняли аппликацию?- Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц. | Обучение элементам рефлексии |
Приложение 1.