Автор: Жилина Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ — детский сад №3 (Новосибирская область, город Татарск).
Цель: Научить детей делать из бумаги самолёт.
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о самолётах;
Уточнить и закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали;
Учить детей работать по образцу;
Познакомить с историей авиации; познакомить с творчеством В.Маяковского;
Активизировать словарь детей словами (курсанты, аэропорт, взлётная полоса, воздушный транспорт);
Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности;
Воспитывать аккуратность при работе.
Материалы:
Для воспитателя: лист бумаги, воздушный шарик, видео – презентация.
Для детей: листы бумаги, фломастеры различных цветов.
НОД:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
(Дети залетают под музыку в группу, садятся на стульчики)
Воспитатель: Сегодня мы с вами не просто дети старшей группы, мы с вами лётчики курсанты (курсанты – это ученики). Если вы ученики, то я ваш командир – учитель. Все курсанты после обучения становятся пилотами, но для этого вам нужно пройти лётную подготовку. И ваша подготовка начинается!
— Сегодня я расскажу вам об авиации. Как вы думаете, с чего началось развитие авиации?
Дети: С мечты летать как птицы.
Просмотр м/м презентации «Воздушный транспорт», рассказ воспитателя.
— Давным-давно древние люди смотрели на птиц и мечтали летать, как они. Но прошло много времени, прежде чем это случилось. Сначала люди научились подниматься в воздух на … Знаете ли вы что это? Люди научились подниматься в воздух на воздушном шаре. Шар наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха. Но шар летит туда, куда дует ветер. А человек хотел сам выбирать, куда ему лететь.
— Прошло время, и, наконец, был изобретен самолет, которым управлял пилот. Самолет летит туда, куда направляет его пилот. Но для того, чтобы оторваться от земли и подняться в воздух, самолет должен сначала промчаться на большой скорости по земле. Для этого нужно много места и специально построенная дорога – взлетная полоса. А иногда нужно полететь туда, где нет много места и такой взлетной полосы. Вот тогда людям пришлось придумать вертолет.
— Вертолетом тоже управляет пилот. Но для взлета и посадки вертолету не нужно ни много места, ни взлетная полоса. Пилот включает мотор, начинают вращаться вот эти лопасти, и вертолет взлетает прямо с места.
— Как можно назвать одним словом и самолет, и вертолет, и воздушный шар? (Воздушный транспорт)
Воспитатель: Современные реактивные самолёты – это быстрые и мощные машины. Я сейчас попробую вам обьяснить, как работают такие самолёты.
Опыт с шариком: надуть и отпустить не завязывая, воздух вырывается из шарика так же, как и из турбин самолёта.
Д.и. «Что лишнее?» На мольберте расположены картинки с изображением различных видов транспорта. Задание: убрать картинки, которые не относятся к воздушному виду транспорта.
Вопросы детям:
— Кто управляет самолетом и вертолетом? (пилот)
— Для чего самолету нужна взлетная полоса? (разогнаться, оторваться и взлететь)
— Как называется место, где садятся, и откуда взлетают самолеты? (аэропорт)
— Вот это настоящий пилот (показ на слайде). И я настоящий пилот у меня есть самолёт, которым я управляю. А вы ещё пилоты наполовину. Почему?
Дети: У нас нет самолётов.
Воспитатель: Я ваш командир и я вам помогу. Садитесь в мой самолёт, немного полетаем.
Минусовка «Первым делом самолёты…»
Динамическая пауза «Лётчик»
Быть шофёром хорошо,
А лётчиком — лучше.
(дети бегут по кругу крутят воображаемый руль)
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
(Бегут расставив руки, как крылья)
Наливаю в бак бензин.
(останавливаются, наклоняются наливают)
Завожу пропеллер.
(круговые движения правой рукой)
В небеса, мотор вези,
Чтобы птицы пели.
(Бегут, расставив руки)
В. Маяковский
II часть. Показ способов действий. Совместная работа детей и воспитателя.
— Сейчас мы из аэропорта «Детский сад»отправляемся в аэропорт «Конструкторское», и именно здесь пройдёт вторая часть лётной подготовки.
— Я научу вас делать самолёты из бумаги. Как вы думаете, какую бумагу лучше использовать?
Дети: Тонкую и крепкую.
Воспитатель: Вы правы. Как вы думаете, как надо складывать бумагу, чтобы самолёты получились красивые?
Дети: Аккуратно.
Воспитатель: Правильно, точно совмещая уголки.
— Возьмите лист бумаги и согните его вдоль, чтобы получилась полоска .Верхние уголки загните. Полученную фигуру перегните. И снова загибаем уголки. Выступающий уголок хвостик перегните, закрепим углы. Теперь фигуру сгибаем пополам хвостиком наружу. Загибаем крылья. Самолёт готов.
III часть. Заключительная часть.
Минусовка.
— Теперь вы настоящие пилоты.
У меня есть самолет.
Посмотрите: я — пилот!
Блещут крылья серебром.
На ковре — аэродром.
Улечу под облака.
Помашу вам свысока!
— Давайте приготовимся к испытаниям. (Запускаем самолётики — 2-3 раза).
— Теперь вы их ещё и украсите. Пилоты на посадку в аэропорт.
(Раздаю фломастеры, дети украшают свои самолёты)