Авторы: Суховарова Наталья Александровна, Волкова Нина Николаевна, воспитатели ГБДОУ детский сад №2 (г. Санкт-Петербург, Петроградский район).
Предварительная работа: Познакомить детей с произведением К.Чуковского «Чудо-Дерево».
Цели занятия:
Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при аппликации, усидчивость, аккуратность в работе); стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать чувство товарищества, желание помогать друзьям в беде.
Обучающие – совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; учить правильно, пользоваться пластилином, аккуратно размазывать его по рабочей поверхности, не бояться смешивать цвета… Закрепить в активном словаре детей название геометрических фигур: «круг», «овал», и «прямая линия».
Развивающие – развивать слуховое и зрительное внимание детей, тренировать скорость реакции, развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать.
Оснащение:
Изображение «Чудо — Дерева»;
Картинки героев сказок К.Чуковского;
Цветной пластилин;
Мольберт (доска);
Демонстрационный рисунок – образец;
Картинки из сказки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (дети вместе с педагогом встают в круг). Спросите у детей, какие произведения К.Чуковского они слушали на прошлом занятии. Поинтересуйтесь, какие ещё они знают сказки? Ответы детей: Муха-Цохотуха, Мойдодыр, Айболит, Бармалей.
1. Придумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
1) Где росло дерево?
2). Что росло на дереве вместо листочков?
3). Что сорвала мама с дерева?
4). Что сорвал папа с дерева?
5). Как вы думаете, а почему дерево называют «Чудо-дерево»?
6) Чем обычные деревья отличаются от «Чудо-дерева»?
7). Растут ли в наших садах такие «Чудо-деревья»?
8). А что бы росло на ваших «Чудо-деревцах», если бы они росли в ваших огородах?
2. Подвижная игра «Детки дерева».
Количество игроков: любое. Эта игра помогает закрепить знания о распространении семян ветром.
Воспитатель изображает дерево, дети — летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве — стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер (звучит соответствующая музыка или аудиозапись шума ветра), семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Следующий этап — летающие семена падают на землю — ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель), приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее. Для этой цели можно использовать стихотворение.
Я — дерево-мама, а вы — мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
3. Сказочные загадки. Загадайте детям загадки. Попросите их слушать внимательно, а узнав героя сказки, назвать и указать на соответствующую картинку.
Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
***
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
***
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
***
— Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам,
Стыд и срам, стыд и срам!
«Мойдодыр»
4. Развитие внимания. Предупредите детей о том, что сейчас вы снова будете произносить знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Попросите слушать внимательно и подавать вам сигналы. Если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «ДА, ДА, ДА», а если не верно, то качать головой из стороны в сторону и произносить: «НЕТ, НЕТ, НЕТ».
На «Чудо-дереве» растут листочки? (нет, нет, нет.)
На «Чудо-дереве» растут сапожки? (да, да, да)
«Чудо-дерево» растет у самых у ворот? (да, да, да)
Мама с папой срывали с дерева яблоки? (нет, нет, нет)
5. «Пластилиновое дерево».
Ребята, сейчас мы с вами с помощью своих пальчиков и пластилина сделаем свое «чудо-дерево». Давайте сами придумаем, что будет на нем расти.
Каждый ребенок на чистом листе бумаги обводит контур своей руки (основа дерева). Затем с помощью пластилина, заполняется каждый пальчик и ладошка ребенка. Цвет выбирается по желанию ребенка. Пластилин наносится на лист с помощью размазывания его по листу большим пальцем руки.
Ребята, а теперь мы соединим наши деревья в одно большое «Чудо-дерево» (педагог на большом листе бумаги выкладывает все работы детей и образует таким образом одно большое дерево).
Ребята, посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось: «Чудо, чудо, чудо, чудо. Расчудесное!» Молодцы!
Объёмная аппликация из пластилина «Чудо-Дерево» К.Чуковский (коллективная работа)