Задачи:
— учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке,
— развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку,
— закреплять навык изображения деревьев, кустов,
— формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно,
— воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.
Материал: картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.
Ход занятия.
1 часть.
Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени. Назовите пословицы об осени!
Осень идёт, и дождь за собой ведёт.
Осень – перемен восемь.
Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.
Осень всех наградила и всё загубила.
Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения.
Подойдём к первой картине.
— Какое время года на ней изображено? Почему?
— Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?
— Как называют ноябрь? (Ноябрь – предзимник).
— Какие пословицы вы помните про ноябрь?
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза. Поглядите, под ногами осенняя слякоть.
— Какая земля? (рыхлая, сырая, серая, тёмная) Дорога? (неровная, бугристая, в ямах)? Цвет? Вид?
Запачкали ноги, потопаем, почистим (гимнастика для ног).
Вам не кажется, что-то капает на нас. Взгляните на небо.
-Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение? Покажите мимикой.
Посмотрите вдаль.
— Какого цвета ноябрьская природа?
— Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они (опуститесь).
— А те, которые близко к нам, какого размера? Покажите (потянитесь).
— Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?
Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал дуть. Можно расслабиться (психогимнастика «Холодно-тепло»).
— Как мы догадались, что ветра нет? (по деревьям и кустам).
Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (Музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми). Как он шумит в ветвях?
— Ш-ш-ш (психогимнастика и звуковая гимнастика).
Ветер стих и замер лес. А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дыхательное упражнение).
На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что-нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны? Тогда присаживайтесь.
— Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?
— Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой).
Воспитатель: Я предлагаю изобразить конец осени углём.
— Как мы держим уголёк? Он поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения).
— А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти?
— Для чего нам салфетка?
2 часть.
А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по-своему чудесную осень в ноябре. Используются подсказки, вопросы, пояснения, указания, музыка.
3 часть.
Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой.
— Что больше всего на ноябрьских картинах? (простора, свежего воздуха). Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может пахнуть поздней осенью (аромотерапия).
— Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы).
Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого-то сильный, у кого-то слабый.
— Как он раздувает волосы?
Путешествие по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся на Параниху и понаблюдаем, полюбуемся живыми картинами поздней осени.
Автор: воспитатель I квалификационной категории С.В. Ершова (МДОУ ЦРР – детский сад №22 «Загадка», г. Северодвинск, Архангельская область).