Конспект занятия по рисованию (для детей 4-5 лет) «Роспись птички дымковским узором»

Автор: Ошкина Алефтина Михайловна, воспитатель МДОУ ЦЦР детский сад №13«Солнышко» (г. Зарайск, Московская область).

Программное содержание:

— продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;

— продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;

— развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Предшествующая работа:

— рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

— рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

— рисование элементов дымковского узора;

— составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

— разучивание стихотворений.

Материал:

— картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, деревья в зимнем наряде);

— дымковские игрушки (индюк, барыня, птичка, конек).

Для каждого ребенка:

— игрушка – птичка, вылепленная из соленого теста;

— гуашь;

— тычки;

— салфетки.

Методические приемы:

— показ и объяснение воспитателя;

— игровая мотивация;

— музыкальное сопровождение;

— напоминание о технике рисования;

— наблюдение за работой детей;

— индивидуальные объяснения;

— анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Восп.: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).

Восп.: А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.

Восп.: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель быстро переодевается в костюм дымковской барыни).

Входит воспитатель в костюме дымковской барыни.

Восп.: Здравствуйте, дети! А теперь посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Восп.: А попали мы в село Дымково!

(На экране появляется картина села Дымково).

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Восп.: А сейчас ребята, я вас приглашаю в мини – музей дымковской игрушки.(Снимаю полотно со шкафа).

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Восп.: Посмотрите, Индюк!

ИНДЮК

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

***

БАРЫНЯ

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

***

КОНЬ

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

***

ПТИЧКА

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Красотою удивляет!

Восп.: И по сей день дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.

Восп.: Сейчас я вам покажу фильм о том, как мастера расписывали игрушки, как получалась такая красота.

1 слайд.

Дымковские мастера работали в одиночку, у себя дома. А потом построили большой светлый дом. Дружно там работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки.

2 слайд.

Для росписи игрушек дымковские мастера берут простые узоры – кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии.

3 слайд.

Вот он дымковский хоровод! Сколько в нем разных игрушек! Но объединяют их цвета красок и узоры!

4 слайд.

А это всадники на конях. Кони украшены кольцами.

5 слайд.

Посмотрите, здесь барышни! Все они в нарядных костюмах, широких юбках, на юбках разные узоры!

6 слайд.

Вот и дымковский хоровод. Посмотрите, как ярко раскрашена их одежда.

7 слайд.

Ребята в детском саду учатся лепить игрушки и раскрашивать их. Очень они стараются. Малышам хочется, чтобы их игрушки были такими же нарядными, как у дымковских мастеров.

Восп.: Ребята, а здесь в музее есть художественная мастерская и я вас туда приглашаю.

Восп.: Ой, посмотрите, какие птицы! Но они совсем не раскрашены! Что же делать?

Восп.: Давайте мы с вами их раскрасим и дополним музей. Посмотрите, одна полка свободная!

Восп.: Сегодня мы с вами будем расписывать птички-игрушки, которые вылеплены из соленого теста. Но сначала давайте вспомним, какие цвета красок используют дымковские мастера?! (желтый, красный, зеленый, голубой).

Восп.: А какие элементы входят в дымковский узор? (клеточки, точки, кружочки…)

Восп.: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.

Восп.: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою птичку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

Физминутка

Птичка, птичка прилетела

И на дерево присела.

Крылышками машет

И тихонько пляшет.

Восп.: Пройдите каждый на свое местечко. Сегодня мы будем расписывать птичку не кисточкой, а палочкой с мягким наконечником (тычком). Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою птичку. (даю детям возможность подумать над предстоящей работой).

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).

(Дети работают под музыку).

Анализ детских работ

— Ребята, посмотрите на своих птичек. Какие они красивые!

— А вам нравятся ваши работы?

— Какая птичка вам понравилась больше всех?

— Расскажите чем?

— Какие краски использовали?

— Какие элементы узора?

— Хотелось ли вам таких птичек получить в подарок?

Восп.: Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели! (Воспитатель переодевается).

Восп.: Ой, да это же мои ребятки! Я вас искала. Где же вы были? Что вы видели? Что интересного вы узнали? (Ответы детей.)

Восп.: Молодцы, вы время зря не теряли!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *