Автор: Ошкина Алефтина Михайловна, воспитатель МДОУ ЦЦР детский сад №13«Солнышко» (г. Зарайск, Московская область).
Программное содержание:
— продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;
— продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;
— развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Предшествующая работа:
— рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
— рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
— рисование элементов дымковского узора;
— составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;
— разучивание стихотворений.
Материал:
— картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, деревья в зимнем наряде);
— дымковские игрушки (индюк, барыня, птичка, конек).
Для каждого ребенка:
— игрушка – птичка, вылепленная из соленого теста;
— гуашь;
— тычки;
— салфетки.
Методические приемы:
— показ и объяснение воспитателя;
— игровая мотивация;
— музыкальное сопровождение;
— напоминание о технике рисования;
— наблюдение за работой детей;
— индивидуальные объяснения;
— анализ работы воспитателем и детьми.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия:
Восп.: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).
Восп.: А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.
Восп.: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель быстро переодевается в костюм дымковской барыни).
Входит воспитатель в костюме дымковской барыни.
Восп.: Здравствуйте, дети! А теперь посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
Восп.: А попали мы в село Дымково!
(На экране появляется картина села Дымково).
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Восп.: А сейчас ребята, я вас приглашаю в мини – музей дымковской игрушки.(Снимаю полотно со шкафа).
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Восп.: Посмотрите, Индюк!
ИНДЮК
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
***
БАРЫНЯ
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
***
КОНЬ
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
***
ПТИЧКА
С виду, птичка – невеличка.
Только птичка не порхает –
В небеса не улетает.
Красотою удивляет!
Восп.: И по сей день дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.
Восп.: Сейчас я вам покажу фильм о том, как мастера расписывали игрушки, как получалась такая красота.
1 слайд.
Дымковские мастера работали в одиночку, у себя дома. А потом построили большой светлый дом. Дружно там работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки.
2 слайд.
Для росписи игрушек дымковские мастера берут простые узоры – кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии.
3 слайд.
Вот он дымковский хоровод! Сколько в нем разных игрушек! Но объединяют их цвета красок и узоры!
4 слайд.
А это всадники на конях. Кони украшены кольцами.
5 слайд.
Посмотрите, здесь барышни! Все они в нарядных костюмах, широких юбках, на юбках разные узоры!
6 слайд.
Вот и дымковский хоровод. Посмотрите, как ярко раскрашена их одежда.
7 слайд.
Ребята в детском саду учатся лепить игрушки и раскрашивать их. Очень они стараются. Малышам хочется, чтобы их игрушки были такими же нарядными, как у дымковских мастеров.
Восп.: Ребята, а здесь в музее есть художественная мастерская и я вас туда приглашаю.
Восп.: Ой, посмотрите, какие птицы! Но они совсем не раскрашены! Что же делать?
Восп.: Давайте мы с вами их раскрасим и дополним музей. Посмотрите, одна полка свободная!
Восп.: Сегодня мы с вами будем расписывать птички-игрушки, которые вылеплены из соленого теста. Но сначала давайте вспомним, какие цвета красок используют дымковские мастера?! (желтый, красный, зеленый, голубой).
Восп.: А какие элементы входят в дымковский узор? (клеточки, точки, кружочки…)
Восп.: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.
Восп.: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою птичку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.
Физминутка
Птичка, птичка прилетела
И на дерево присела.
Крылышками машет
И тихонько пляшет.
Восп.: Пройдите каждый на свое местечко. Сегодня мы будем расписывать птичку не кисточкой, а палочкой с мягким наконечником (тычком). Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою птичку. (даю детям возможность подумать над предстоящей работой).
Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).
(Дети работают под музыку).
Анализ детских работ
— Ребята, посмотрите на своих птичек. Какие они красивые!
— А вам нравятся ваши работы?
— Какая птичка вам понравилась больше всех?
— Расскажите чем?
— Какие краски использовали?
— Какие элементы узора?
— Хотелось ли вам таких птичек получить в подарок?
Восп.: Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели! (Воспитатель переодевается).
Восп.: Ой, да это же мои ребятки! Я вас искала. Где же вы были? Что вы видели? Что интересного вы узнали? (Ответы детей.)
Восп.: Молодцы, вы время зря не теряли!!!