Нетрадиционные техники: оттиск печатками (из картофеля), рисование пальчиками.
Программное содержание: формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов, знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма; воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа грибочков.
Оборудование: листы формата А4, гуашь, кисть, мисочки для печати и рисования пальчиками, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла, игрушечная белочка, сумочка, иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов.
Ход занятия.
I. Воспитатель загадывает загадку: В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (гриб)
Воспитатель: Ребята, угадайте, что это?
Ребята: Гриб (все вместе).
II. Разыгрывается сценка. Персонажи: кукла Катя, Белочка, дети.
Кукла Катя идет по лесу собирает грибы. Вместе с детьми она вспоминает, как называются грибы. Находит гриб.
Кукла Катя: Ребята, скажите, как называется вот этот гриб? (показывает муляж гриба)
Ребята: Подберёзовик.
Кукла Катя: А вот я нашла еще один гриб. Ребята, а этот гриб как называется?
Ребята: Белый гриб.
Кукла Катя: Да, ребята, это белый гриб. А теперь посмотрите, из скольких частей состоит этот гриб?
Ребята: Из двух. Это шляпка и ножка.
Кукла Катя: Правильно. А какой формы шляпка и, какой формы ножка?
Ребята: Овальной.
Кукла Катя: А какого цвета?
Ребята: Белого.
Кукла Катя идет дальше, собирает грибы под елочками и берёзками, кладет их в сумочку.
Кукла Катя (смотрит в сумочку): Ой, ребята, да у меня все грибочки помялись (вытаскивает из сумочки грибочек). Я нагибалась, когда их собирала вот и они помялись. (кукла плачет). Что мне делать?
С ветки прыгает белочка.
Белочка: Девочка, иди и возьми корзинку. Она жесткая. В ней грибы не помнутся.
Кукла Катя: Спасибо, белочка. (она радуется и приносит из дома лукошко).
Кукла Катя: Ребята, посмотрите, какое красивое лукошко я принесла. Давайте посмотрим, какой формы и, какого цвета оно.
Ребята: Овальной формы. Цвет коричневый.
Кукла Катя: А теперь, ребята, давайте нарисуем такое лукошко и нарисуем в нем грибочки.
III. Работа с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите эскизы с изображениями натюрмортов. Скажите, какие из них вам понравились? (дети выбирают и говорят воспитателю о своем выборе).
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно. Я вам покажу, как надо рисовать лукошко. И еще покажу, как разукрасить его пальчиками, чтобы оно стало центром натюрморта. (большой овал, нижняя часть которого закрашивается).
Воспитатель: А сейчас я вам покажу, как рисуются грибочки.
IV. Самостоятельная работа детей.
Юные художники пробуют из двух овалов (шляпка и ножка) составить грибок, напечатать его печатками, рисуют лукошко, наполняют его грибами (две-четыре штуки), по желанию изображают грибы около лукошка.
Тот, кто быстро выполняет задание, украшает лукошко полоской из разноцветных пятнышек (пальчиками).
V. Просмотр детских рисунков.
Просмотр проводится в игровой ситуации: кукла Катя и белочка выбирают самое веселое лукошко, лукошко, в котором самые большие грибы, больше всего грибочков и т. д.
Автор: воспитатель Журавлева С.А. (МБДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко», Республика Мордовия, г.Ковылкино).