Автор: Распупова Светлана Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» (ЯНАО).
Образовательная область «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация».
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Закрепить знание детей о геометрических фигурах, закрепить знания детей о цифрах и числах, прямой и обратный счет в пределах 10, знания о мерах измерения длины, веса;
2. Формировать умение решать и составлять задачи;
3. Развивать логическое и образное мышление;
4. Воспитывать чувства коллективизма, командный дух, сознание ответственности каждого за общий результат.
Материалы и оборудование: набор цифр, набор геометрических фигур, мяч, картинки для решения задач, мешочек с объёмными геометрическими фигурами, карандаши, листы бумаги с изображением круга, ростомер, весы, медали, фишки, конверт, магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо. Вам хочется узнать, от кого оно?
Воспитатель открывает конверт и читает:
«Дорогие, ребята, пишет вам Знайка, хотите показать свои знания и умения в математике? Тогда эти задания для вас, я хочу с вами поиграть в интересную викторину».
— Ребята вы готовы поиграть в викторину. Тогда разделимся на 2 команды «Весёлые треугольники» и «Умные квадраты».
Дети делятся на две команды. Задания расположены по всей группе.
1 задание. Математическая разминка «Передавай и считай» (игра малой подвижности).
Команды вместе становятся в круг, передают мяч, считая до десяти и обратно.
2 задание. «Придумай и реши задачу».
Предлагается каждой команде картинка с математическим содержанием для составления задач на сложение и вычитание.
3 задание. «Геометрические фигуры».
Команды в конверте получают геометрические фигуры, называют и характеризуют их (можно загадывать соперникам):
«Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны и углы прямые» (квадрат);
«Какая фигура не имеет углов, похожа на колобок?» (круг);
«Эта фигура похожа дверной проем или окно» (прямоугольник);
«Эта фигура похожа на пирамиду, крышу дома, морковь (треугольник).
4 задание. «Цифровой ряд в пределах 9».
На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 9. На одном столе красные цифры на другом — черные, цвет цифр распределяется между командами. Команды бегают под звон бубна. Как только удары перестают звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны по цвету цифр. Затем задания для команд:
1. Пусть тот, у кого цифра 3, присядет 5 раз.
2. Пусть тот, у кого цифра 5, назовет число на одну единицу больше.
3. Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.
5 задание. Дидактическая игра «Составь число».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы из карточек, на которых изображены цифры от 0до 9, должны составить числа, например, 10 (1 и 0),12 (1 и 2).
6 задание. «Выложи фигуры».
Воспитатель: По моему заданию вы выкладываете необходимое количество фигур, затем действуйте по моему заданию.
Задания:
Выложите 5 треугольников, квадратов на 1 меньше.
Сделайте фигур поровну (два способа: добавить один квадрат или убрать один треугольник).
Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает, каким способом ребёнок добился равенства.
7 задание. «Измерь».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы должны измерить цветные ленточки с помощью мерки. (Используется две мерки разной длины, дети измеряют цветные ленточки).
8 задание. «Ответь».
Воспитатель: Ребята, сейчас ответьте на вопросы:
— Чем измеряют вес?
— Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг пуха?
— Какой день недели был вчера?
— Назови пятый день недели.
9 задание. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из участников команды на ощупь определяет и называет объёмную геометрическую фигуру и на столе находят такую же плоскостную.
10 задание. «Весёлые художники или оживи круг».
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас дорисует рисунок, оживляя круг, например, рисует лицо или яблоко, или руль и т.д.
За каждое правильно выполненное задание дети получают фишки, в конце игры воспитатель подводит итог, выигрывает та команда, у которой больше фишек. Детям обеих команд вручаются медали за первое и второе места.
Воспитатель: Ребята, чьи задания вы выполняли, как мы это делали?
Используемая литература:
1. Волина В.В. Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003г.
2. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.