Конспект игровой деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе «Математическая викторина»

Автор: Распупова Светлана Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» (ЯНАО).

Образовательная область «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация».

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Закрепить знание детей о геометрических фигурах, закрепить знания детей о цифрах и числах, прямой и обратный счет в пределах 10, знания о мерах измерения длины, веса;

2. Формировать умение решать и составлять задачи;

3. Развивать логическое и образное мышление;

4. Воспитывать чувства коллективизма, командный дух, сознание ответственности каждого за общий результат.

Материалы и оборудование: набор цифр, набор геометрических фигур, мяч, картинки для решения задач, мешочек с объёмными геометрическими фигурами, карандаши, листы бумаги с изображением круга, ростомер, весы, медали, фишки, конверт, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо. Вам хочется узнать, от кого оно?

Воспитатель открывает конверт и читает:

«Дорогие, ребята, пишет вам Знайка, хотите показать свои знания и умения в математике? Тогда эти задания для вас, я хочу с вами поиграть в интересную викторину».

— Ребята вы готовы поиграть в викторину. Тогда разделимся на 2 команды «Весёлые треугольники» и «Умные квадраты».

Дети делятся на две команды. Задания расположены по всей группе.

1 задание. Математическая разминка «Передавай и считай» (игра малой подвижности).

Команды вместе становятся в круг, передают мяч, считая до десяти и обратно.

2 задание. «Придумай и реши задачу».

Предлагается каждой команде картинка с математическим содержанием для составления задач на сложение и вычитание.

3 задание. «Геометрические фигуры».

Команды в конверте получают геометрические фигуры, называют и характеризуют их (можно загадывать соперникам):

«Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны и углы прямые» (квадрат);

«Какая фигура не имеет углов, похожа на колобок?» (круг);

«Эта фигура похожа дверной проем или окно» (прямоугольник);

«Эта фигура похожа на пирамиду, крышу дома, морковь (треугольник).

4 задание. «Цифровой ряд в пределах 9».

На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 9. На одном столе красные цифры на другом — черные, цвет цифр распределяется между командами. Команды бегают под звон бубна. Как только удары перестают звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны по цвету цифр. Затем задания для команд:

1. Пусть тот, у кого цифра 3, присядет 5 раз.

2. Пусть тот, у кого цифра 5, назовет число на одну единицу больше.

3. Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

5 задание. Дидактическая игра «Составь число».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы из карточек, на которых изображены цифры от 0до 9, должны составить числа, например, 10 (1 и 0),12 (1 и 2).

6 задание. «Выложи фигуры».

Воспитатель: По моему заданию вы выкладываете необходимое количество фигур, затем действуйте по моему заданию.

Задания:

Выложите 5 треугольников, квадратов на 1 меньше.

Сделайте фигур поровну (два способа: добавить один квадрат или убрать один треугольник).

Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает, каким способом ребёнок добился равенства.

7 задание. «Измерь».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы должны измерить цветные ленточки с помощью мерки. (Используется две мерки разной длины, дети измеряют цветные ленточки).

8 задание. «Ответь».

Воспитатель: Ребята, сейчас ответьте на вопросы:

— Чем измеряют вес?

— Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг пуха?

— Какой день недели был вчера?

— Назови пятый день недели.

9 задание. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из участников команды на ощупь определяет и называет объёмную геометрическую фигуру и на столе находят такую же плоскостную.

10 задание. «Весёлые художники или оживи круг».

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас дорисует рисунок, оживляя круг, например, рисует лицо или яблоко, или руль и т.д.

За каждое правильно выполненное задание дети получают фишки, в конце игры воспитатель подводит итог, выигрывает та команда, у которой больше фишек. Детям обеих команд вручаются медали за первое и второе места.

Воспитатель: Ребята, чьи задания вы выполняли, как мы это делали?

Используемая литература:

1. Волина В.В. Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003г.

2. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.

3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *