Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в город Знаний»

Автор: Берникова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Василёк» (г. Кувандык, Кувандыкский район, Оренбургская область).

Задачи:

1) продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду;

2) формировать умение производить арифметические действия в пределах 10;

3) закреплять умение путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую из 9 предложенных фигур;

4) закреплять знания о составе чисел из двух меньших в пределах 10;

5) упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

6) закреплять умение решать задачи на преобразование фигур;

7) развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук;

8) формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

9) воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности в общении друг с другом;

10) воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Материалы: письмо из города Знаний; «камни» с цифрами на фланелеграфе; фонари с цифрами; счетные палочки; карточки с заданиями на состав числа; карандаши; карточки с числовыми выражениями; картинки животных; задачки на цветах; логические задачи; листы в клетку на каждого ребенка; пирамида Знаний, таблицы на нахождение недостающей фигуры.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

По предварительной договоренности в группу приходит педагог и вручает детям письмо от жителей города Знаний с просьбой о помощи.

Воспитатель (читает письмо): «На город Знаний напал страшный зверь Цифрозавр, который разрушил дома, вытоптал цветы, сжег деревья, изгнал жителей.

Воспитатель и дети обсуждают письмо и решают — надо спасать жителей города Знаний.

— Но на пути нам могут встретиться различные препятствия, опасности.

Дети договариваются о взаимопомощи, осторожности.

— Тогда в путь!

Двигательные упражнения под ритмическую музыку.

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

(Шаг с высоким подниманием колена).

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

(Подскоки).

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

(Ходьба на носках, руки в стороны).

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки – ножки.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай.

1. Воспитатель: Вот мы и в городе Знаний. Давайте посмотрим, что это за город такой. Что это? Посмотрите, впереди дорога завалена камнями.

Приглашает детей к фланелеграфу с силуэтами камней.

— Чтобы нам пройти, надо их разобрать.

Обращается по очереди к детям.

— Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее после числа 5;

— С цифрой, обозначающей число, стоящее перед числом 9;

— С цифрой, обозначающей число, стоящее между числами 7 и 9;

— Увеличь число 8 на один и возьми камень с цифрой, обозначающей это число;

— Уменьши число 10 на один и возьми камень с цифрой, обозначающей это число и др.

— Давайте сложим эти камни в стороне от дороги. Путь открыт. Идем дальше по улицам города.

2.- Посмотрите, сколько фонариков! Надо их пересчитать (дети называют, сколько фонариков). Но они не горят. Чтобы они загорелись, их надо расставить от 1 до 10 слева направо (дети выполняют задание). Пусть они загорятся еще ярче. Для этого расставим их слева направо от 10 до 1. Один из детей проверяет правильность выполнения задания.

3. Воспитатель: Посмотрите, как постарался Цифрозавр: истребил все живое, кругом тишина. Много придется потрудиться. Давайте наведем порядок. Начнем с постройки новых домов. Каждый дом состоит из 11 палочек.

Дети строят.

— Из каких геометрических фигур состоит ваш домик? (из двух квадратов, 1 треугольника. 1 параллелограмма).

— Какие углы у квадрата?

— Какие углы у параллелограмма?

— Переложите одну палочку так, чтобы домики были перевернуты в другую сторону. (Поисковый подход: Сначала подумайте, как бы вы решили задачу, и расскажите об этом. Проверьте свое предположение, переложив палочку).

4. Воспитатель: Обратите внимание, цветов нет, клумбы пустые. Попробуйте решить задачки. За каждый правильный ответ вы получите цветочки, которые сможете посадить на клумбу. Но не торопитесь с ответом, прежде обдумайте его.

Загадывает загадки (см. приложение).

Дети сажают цветы на клумбы.

— Посмотрите, как красиво стало. Но это еще не все. Почему-то не слышно шума деревьев.

Дети проходят за столы.

5. Воспитатель: Посмотрите, какие необычные деревья в городе Знаний. Чтобы они ожили, надо заполнить пустые кружки на веточках числами так, чтобы сумма чисел на каждой паре кружков равнялась числу на вершине дерева.

Дети, опираясь на знание состава числа, выполняют задание. К концу выполнения задания включается аудиозапись шума деревьев.

— У нас получился настоящий парк.

6. Физминутка.

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Дети отворачиваются, воспитатель задает 1+1, дети прыжком поворачиваются, говоря 2 и тд.

7. Воспитатель: В городе также жили разные животные. Они разбежались, и кого, сколько было неизвестно. А чтобы их посчитать, надо выполнить следующее задание. Я вам раздам карточки с числовыми выражениями. Вам нужно найти карточку с их решением. Посмотрев на обратную сторону, вы узнаете, кого сколько было.

Дети находят значения числовых выражений, объясняют, как находили.

8. Воспитатель: Ребята, но одна кошка все же сбежала. Найдем её!

Проходят за столы.

Игра на нахождение недостающего предмета.

— Подумайте, какой кошки не хватает. Будьте внимательны. Рассмотрите всех кошек, догадайтесь, как решить эту задачу (форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста).

Дети выполняют задание, объясняют, почему они выбрали именно эту. Поощрения.

Помоги соседу!

9. Графический диктант. А сейчас нам надо совершить «путешествие по клеточкам».

Дети берут листы бумаги в клетку, воспитатель диктует.

10. Итог. После того, как у детей получился ключ, включается музыка – гомон детей.

Воспитатель: Послушайте, кто-то шумит. Это, наверное, возвращаются жители города Знаний. Значит, мы им помогли. Давайте вспомним, что мы для этого сделали. (Ответы детей). Какие задания  вызвали у вас затруднения? Какие показались несложными? Молодцы, ребята, вы были внимательны, дружны, помогали друг другу. Оставайтесь всегда такими дружными.

Приложение.

Логические задачи.

1. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3).

2. В комнате зажгли 3 свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (Одна, две другие сгорели).

3. 5 человек ждали поезда 5 часов. Сколько времени ждал каждый? (5 часов).

4. У бабушки Даши внучка Маша, внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Двое).

5. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4).

6. Сколько ушей у двух малышей?

7. Сколько лап у двух медвежат?

8. Сколько хвостов у семи ослов?

9. Сколько носов у пяти псов?

10. Сколько ушек у пяти старушек?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *