Автор: Сливкина Т.
Программное содержание:
— закрепить знание числового ряда от 1 до 10;
— закрепить знания геометрических форм;
— развивать воображение, творческое мышление, речь, зрительную память;
— учить поиску закономерностей;
— формировать представления о том, что сравнивать объёмы жидких тел можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой;
— вырабатывать практические навыки измерения объёмов с помощью мерки;
— воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к занятию:
— блоки Дьенеша, таблица — схема;
— танграмм, схемы;
— набор геометрических фигур, разных по величине и цвету, карточки — схемы рядами — закономерностями;
— палочки Кьюзенера, схемы;
— набор цифр от 1 до 10;
— кружки — кочки;
— 2 ёмкости разного объёма с водой и мерка;
— кубики Никитина.
Ход НОД:
В.: Сегодня у нас будет не просто занятие. Мы отправимся путешествовать в сказку. А что значит путешествовать? На чём мы можем путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю поехать на поезде. Берите билетики, занимайте места согласно полученным билетам.
Дети садятся на стульчики, музыка.
— Мы прибыли в сказку, а раз это сказка, то здесь могут твориться разные чудеса. Вот смотрите, на улице снег, а у нас тут лето, деревня и маленькая девочка в красной шапочке. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (ответы детей).
В.: Итак, в одной деревне жила девочка. Мама подарила ей красную шапочку, которую девочка носила не снимая. За это её и прозвали Красной шапочкой (вносится кукла или выходит ребёнок, в соответствующем костюме). Как-то раз испекла мать пирожки и предложила Красной шапочке отнести эти пирожки и горшочек с маслом бабушке, живущей в домике за лесом. Всё это мама положила в корзинку, и наша Красная шапочка отправилась в гости к бабушке. Дорога проходила через лес…
— Ребята, давайте, и мы навестим бабушку вместе с Красной шапочкой.
Мы идём дорожками,
Мы идём тропинками.
Ручеёк мы перешли
И полянку там нашли.
Дети и Красная шапочка выходят на полянку (на ковре разложены цветы, бабочки и птички). В.: Пока Красная шапочка собирает цветы, я предлагаю вам сделать свою полянку. Перед вами три стола. На первом разноцветные кубики, на втором плоскостные геометрические фигуры, разной формы и разных цветов, на третьем схемы и геометрические фигуры. Разделимся на группы. Ребята за первым столом делают насекомых. Ребята за вторым столом собирают птиц по схемам. Ребята за третьим столом плетут венки.
Оценка деятельности детей.
— К.Ш. плачет, все пирожки в корзинке перемешались (пирожки — блоки Дьенеша). Как же она их понесёт бабушке?
В.: Предлагаю помочь Красной шапочке. Дети рассказывают пирожки — блоки согласно определённой схемы.
Оценка деятельности детей.
Вместе с К. Ш. дети идут дальше. На их пути болото, которое надо перейти, перепрыгивая с кочки на кочку. Прямой счёт от 1 до 10.
Оценка деятельности детей.
Красная шапочка кашляет.
В.: А что случилось? Наша К.Ш. промочила ноги и может заболеть. Кто же поможет вылечить её? Чем помочь? (ответы детей).
В. выносит микстуру — 2 прозрачные ёмкости с жидкостью, одинаковые по высоте, но разные по объёму.
Задание; определить опытным путём, в какой ёмкости микстура, если известно, что микстуры меньше, чем воды. Дети с помощью мерки выполняют задание.
Оценка деятельности детей.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
А потом поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе — раз! Это брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились дальше…
В.: Ребята, Красная Шапочка, а где же дорожка и домик бабушки? Да вот же он.
Воспитатель показывает схему домика и ключа, предлагает детям построить домик и ключ собрать, используются блоки Дьенеша, кубики Никитина и геометрические фигуры.
Оценка деятельности детей.
В.: Время нахождения нас в сказке истекло. Пора возвращаться, но давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Ответы детей.
Оценка деятельности.
В.: А теперь садимся на наш паровозик и отправляемся в группу (музыка).
Итог занятия.