Конспект НОД в старшей группе «На лесной полянке»

Автор: Морозова Мария Александровна, воспитатель ГБОУ ООШ №21 «Детский сад «Дружная семейка» (г. Новокуйбышевск) 

Цели:

1. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 и знания детей о геометрических фигурах.

2. Расширить пространственное представление детей.

3. Дать понять, что любая линия в математике нужна и важна.

4. Формировать навык полных ответов на вопросы.

5. Развивать память, внимание, логическое мышление и интерес к играм математического содержания.

Интеграция образовательных областей: Социализация, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество, Физическая культура, Безопасность.

Задачи:

1. Развивать связную речь детей; способствовать правильному употреблению предлогов (образовательная область Коммуникация);

2. Упражнять детей в порядковом счете в пределах 10; уточнить представления о геометрических фигурах (образовательная область Познание);

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к природе (образовательная область Безопасность);

4. Развивать интерес к математическим стихам (образовательная область Чтение художественной литературы);

5. Развивать речь детей через речевые игры; способствовать развитию внимания, логического мышления детей в процессе игры; закреплять умение решать задачи (образовательные области Коммуникация и Познание);

6. Расширять пространственное представление детей; учить ориентироваться на плоскости листа (образовательная область Познание);

7. Развивать умение ориентироваться в пространстве и двигательную активность детей (образовательная область Физическая культура);

8. Развивать воображение и творческие способности детей (образовательная область Художественное творчество);

9. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыкальному искусству (образовательная область Музыка);

10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через игры, умение слушать друг друга, умение находить закономерности; вызвать желание помочь героям; воспитывать самостоятельность и интерес к решению логических задач (образовательная область Социализация).

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные, игровые.

Материалы и оборудование: письмо, поезд с героями сказок и мультфильмов, конверты с заданиями, макет березы и картинки; маски геометрических фигур, 2 каната, яблоки и грибы на каждого ребенка, карандаши, карточка с геометрическими фигурами на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Двигательные паузы.
Игровая Игровая ситуация.
Продуктивная Создание картины.
Познавательно-исследовательская Дидактическая игра.
Коммуникативная Беседа, речевые проблемные ситуации, ситуативный разговор.
Музыкально-художественная Исполнение песни.
Чтение художественной литературы Чтение стихотворений.

 Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Мотивационно-ориентировочная.Предлагает поприветствовать гостей. Сообщает о дне рождении одного сказочного героя. Предлагает узнать, у кого сегодня праздник. Соединяют по порядку точки с цифрами. Развитие внимания, мышления и самостоятельности у детей.
2.  Основная.Рассказывает: Ребята, зайчик решил устроить на лесной полянке пикник и пригласил многих героев мультфильмов и сказок. Добраться до поляны можно только на поезде. На каждой станции живет один герой. Поезд должен доставить на пикник каждого из них. Итак, паровозик отправляется. Интересно, кого зайчик пригласил в гости? И проводит беседу с детьми: Скажите, ребята, кто сел на первой станции? На пятой? Кто едет позади Красной шапочки? Впереди кого едет Незнайка? Посмотрите, дети, 1 вагон пустой. На какой станции не сел один из героев? (На шестой.) Отвечают на вопросы, задаваемые педагогом. Способствовать закреплению порядкового счета в пределах 10.
2. Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое приносит почтальон. Предлагает узнать, что в нем. Читает детям письмо: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате. Отпустят меня они только тогда, когда я выполню правильно их задания. Первое задание в конверте под номером 7». Ребенок находит и приносит конверт под номером 7. Средствами игровой деятельности и сюрпризного момента вызвать интерес у детей к НОД.
  Достаёт из конверта листок с заданием и читает его. Продуктивная деятельность Способствовать развитию мыслительной деятельности в части образования прилагательных в процессе игровой деятельности.
Отвечают на вопросы задаваемые педагогом.Выкладывают кораблики на ручеек соответственно цифре.Отвечают на вопросы задаваемые педагогом.Дети реагируют на лишние слова хлопками. Совершенствование умения соотносить количество предметов с цифрой.
Размещают птиц на мольберте. Расширить представление о перелетных и зимующих птицах.
  Ребята, нужно решить необычные, самые любимые задачи кота Базилио и лисы Алисы. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте внимательны.1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?2. Какие предметы окружающего нас мира существуют только в одном экземпляре?3. Любую цифру можно нарисовать в воздухе. Вы согласны? Нарисуйте цифру 1 в воздухе. Чем бы стал писать цифру 1 Буратино? дирижер? маляр? футболист? учитель?4. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?5. На березе 3 толстые ветки. На каждой толстой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок?6. В поезде едут: петух, собака, кошка, мышка, обезьяна. В каком вагоне едет мышка, если: собака сказала, что в ее вагоне мышки нет; петух сказал, что в его вагоне мышки тоже нет. Где же едет мышка?7. Помогите зайчику и снеговику добраться до дома. Как пойдет домой зайчик? Проложите тропинку до дома. Как пойдет домой снеговик? Решают логические задачи. Развитие внимания, логического мышления и коммуникативных навыков через игровую деятельность.
  Сообщает, что в конверте есть подсказка: второе задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура, похожая на героя сказки, который катился по дорожке. Ребенок отгадывает геометрическую фигуру и приносит нужный конверт. Уточняются знания о геометрических фигурах. 
  Достаёт из конверта листок с заданием и читает его: «Кот Базилио и лиса Алиса просят развеселить их». Что же делать? Дети исполняют песню «Без музыки…». Эмоциональное исполнение песни.
  Ребята, ну вот мы и справились со всеми заданиями кота и лисы. Теперь Буратино сможет приехать на пикник к зайчику.Пока мы помогали Буратино, герои уже добрались до поляны. И решили они отдохнуть. Расположились, осмотрелись и увидели березу.Предлагает каждому ребенку превратиться в художника и вместе создать картину.Елка справа от березы.Заяц слева от березы.Куст перед березой.Грибок под березой.Белка на елке.Ворона под березой.Лиса идет к березе.Ежик идет от березы.Домик за березой. Дети подходят к мольберту с картинками и располагают их правильно. Уточнить пространственное представление детей.
  Предлагает детям напомнить героям правила поведения в лесу. Правила: не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д. Формирование представления о бережном отношении к природе.
  Ребята, пока зайчик раскладывает угощения на стол, мы поможем ему занять гостей – научим их играть. Рассказывает детям правила игры. Проводится подвижная игра «Походи, покружись и с фигурой подружись». Упражнять в умении ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность детей.
  Сообщает, что в гости к зайцу не смогли приехать лесные гномы. Они очень дружны: вместе работают, вместе отдыхают и развлекаются. В этот день они решили пойти в кинотеатр с названием «Р 1 А». Отгадывают ребус. Развитие мыслительной деятельности.
  По дороге они увидели на полянке воробья, курицу, дятла и бабочку и затеяли спор. Большой гном утверждает, что лишняя бабочка, а маленький гномик лишней назвал курицу. Кто из них прав? Отгадывают четвертого лишнего. Способствовать развитию образного и логического мышления.
  Предлагает отдохнуть и послушать необычные стихи, математические. Дети читают стихи:Муравей сороконожкеПовстречался на дорожке:– С добрым утром! Как дела?Сорок лапок подала.А пока он лапки жал,Тут и вечер набежал.***На базаре спозаранокНакупил баран баранок.Для барашков и овечек:Десять маковых колечек,Девять сушек, восемь плюшек,Семь лепешек, шесть ватрушек,Пять коржей, четыре пышки,Три батона, две коврижки.И один калач купил –Сам себя не позабыл. Развивать интерес детей к математическим стихам.
  Сообщает, что зайчик решил рассказать героям необычную сказку про прямую и кривую линию. Предлагает ее послушать и рассказывает:На одной из улиц жили-были по соседству две линии – прямая и кривая. Прямая делала все прямо, а кривая – криво. (Показ картинки с изображением прямого и кривого домика.)– Как вы думаете, какой домик и дорожку нарисовала кривая, а какой – прямая?Прямой домик стоял прочно, а кривой вскоре упал. Стали прямая и кривая линии дорожками. (На полу выкладываются две веревки.)– По какой дорожке можно пройти быстрее? Внимательно слушают сказку. Отвечают на вопросы задаваемые педагогом. Развитие внимания, мышления. Умение рассуждать и делать выводы.
  Приглашает детей прогуляться по дорожкам и продолжает рассказывать сказку: Кривая линия  сделала свой мостик, а прямая – свой. (Показ картинки с изображением прямого и кривого мостика.)– По какому мосту удобнее ходить или ездить?– Так что же лучше, кривая или прямая?Обиделась кривая: «Раз я никому не нужна, возьму и совсем уйду». И вот что после этого произошло… (Показ картинки с изображением прямой и кривой радуги, прямых и кривых облаков.)– Мир изменился. Каким он стал? (Мир стал каким-то ненастоящим без кривых линий.)– Оказывается, все линии важны: и кривые, и прямые. Дети проверяют, кто быстрее пройдет по дорожкам.  
  Дети, Незнайка на лесной полянке увидел необычный дом. Как вы думаете, кто здесь живет?Ребята, у меня есть необычные фигуры. Подумайте и дорисуйте детали, чтобы получились интересные предметы. Продуктивная деятельность. Дети превращают геометрические фигуры в предметы. Способствовать развитию образного представления, творческого восприятия.
  Проводит физкультминутку с пальчиками:Этот пальчик мой танцует,Этот вот – кружок рисует.Этот пальчик ловко скачет,Будто легкий-легкий мячик.А мизинчик мой, малышка,Ноготком скребет, как мышка.А большой мой, толстячок,Тот улегся на бочок.А теперь все по порядкуПальцы делают зарядку. Декламируя стихи, дети сопровождают их движениями пальчиков. Развитие навыков свободного общения и связной речи.
3. Заключительная.– Ребята, зайчик был очень рад встрече со своими гостями: у него никогда еще не было такого веселого дня рождения. К сожалению, не обошлось без огорчений. Зайчик хотел подарить гостям бусы из яблок и грибов, но мышата испортили их. Помогите зайчику развесить яблоки и грибы снова. Продуктивная деятельность. Дети делают бусы. Закреплять умение самостоятельно находить закономерность.
  Заканчивает занятие: Вы хорошо потрудились, и все герои благодарны вам за помощь. Дети уходят в группу.  

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Мы здороваемся везде – дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорим и соседской курице!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют упражнения в соответствии с текстом.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И заниматься мы начнем.

Дети садятся на стульчики за столы.

Воспитатель: Ребята, сегодня день рождения у одного сказочного героя. А хотите узнать, у кого? (Ответы детей.) Перед вами листок бумаги, а на нем точки с цифрами. Соединив по порядку точки с цифрами, вы узнаете, кто же сегодня празднует свой день рождения. (Заяц.)

Воспитатель: Он решил устроить на лесной полянке пикник и пригласил многих героев мультфильмов и сказок. Добраться до поляны можно только на поезде. На каждой станции живет только один герой. Поезд должен доставить на пикник каждого из них. Итак, паровозик отправляется. Интересно, кого зайчик пригласил в гости?

Воспитатель проводит беседу с детьми: Скажите, ребята, кто сел на первой станции? На пятой? Кто едет позади Красной шапочки? Впереди кого едет Незнайка? Посмотрите, ребята, один вагон пустой. На какой станции не сел один из героев? (На шестой.)

Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое приносит почтальон.

Воспитатель: Дети, хотите узнать, что в нём?

Дети: Да!

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате. Отпустят они меня только тогда, когда я выполню правильно их задания. Первое задание в конверте под номером 7».

Воспитатель: Ну что, ребята? Поможем Буратино? Ему так хочется попасть на день рождения к зайцу!

Дети: Да!

Воспитатель: Захар, принеси, пожалуйста, конверт под номером 7.

Ребёнок приносит конверт, воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.

Задание №1. «Веселые задачи»

Воспитатель: Ребята, нужно решить необычные, самые любимые задачи кота Базилио и лисы Алисы. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте внимательны.

1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

2. Какие предметы окружающего нас мира существуют только в одном экземпляре? (Небо, солнце, луна, месяц, рот, мама, нос, голова, туловище.)

3. Любую цифру можно нарисовать в воздухе. Вы согласны? Нарисуйте цифру 1 в воздухе. Чем бы стал писать цифру 1 Буратино? дирижер? маляр? футболист? учитель?

4. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

5. На березе 3 толстые ветки. На каждой толстой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок?

6. А теперь хитрая задача. В поезде едут: петух, собака, кошка, мышка, обезьяна. В каком вагоне едет мышка, если: собака сказала, что в ее вагоне мышки нет; петух сказал, что в его вагоне мышки тоже нет. Где же едет мышка? (Мышка едет либо в вагоне, где кошка, либо там, где обезьяна. Но мышка с кошкой не дружит, значит мышка едет с обезьяной.)

7. Помогите зайчику и снеговику добраться до дома. Как пойдет зайчик домой? Проложите тропинку до дома. Как пойдет домой снеговик? (Заяц не боится солнышка, поэтому пройдет между костром и солнцем, а снеговик не боится лисы и волка, значит пройдет между ними.)

– Молодцы, решить задачи вам помогли ваши смекалка и внимание.

Воспитатель: А в конверте есть подсказка: второе задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура, похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…)

– Что же это за геометрическая фигура? Да, это круг. Давайте посмотрим. Эмиль, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой круг.

Ребёнок приносит конверт, воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.

Задание 2. Кот Базилио и лиса Алиса просят развеселить их

Воспитатель: Что же делать? Помогите, ребята!!!

Дети исполняют песню «Без музыки…».

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и справились со всеми заданиями кота и лисы. Теперь Буратино сможет приехать на пикник к зайчику.

Пока мы помогали Буратино, герои уже добрались до поляны. И решили они отдохнуть. Расположились, осмотрелись и увидели березу. Сейчас каждый из вас превратится в художника, и вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнять команды. Готовы?

Дети подходят с картинками к мольберту.

Елка справа от березы.

Заяц слева от березы.

Куст перед березой.

Грибок под березой.

Белка на елке.

Ворона под березой.

Лиса идет к березе.

Ежик идет от березы.

Домик за березой.

– Какой замечательный подарок для зайчика получился!

Воспитатель: Ребята, давайте напомним героям правила поведения в лесу.

(Ответы детей: не шуметь, не ломать ветки деревьев, не пугать животных, не разводить костер.)

– Пока зайчик раскладывает угощения на стол, мы поможем ему занять гостей – научим их играть. Послушайте правила: услышав слово «походи», нужно идти по кругу, услышав «покружись» – кружимся на месте, затем в круг выходят те, чьи фигуры я назову. Например: походи, покружись, круг с квадратом подружись!

Проводится подвижная игра «Походи, покружись и с фигурой подружись».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, в гости к зайцу не сумели приехать лесные гномы. Они очень дружны: вместе работают, вместе отдыхают и развлекаются. В этот день они решили пойти в кинотеатр с названием «Р 1 А». Кто догадался, как он называется? (Родина.)

Игра «Кто лишний?»

По дороге они увидели на полянке воробья, курицу, дятла и бабочку и затеяли спор. Большой гном утверждает, что лишняя бабочка, а маленький гномик лишней назвал курицу. Кто из них прав?

Воспитатель: А теперь отдохнем и для всех стихи прочтем, необычные, математические.

Дети читают стихи.

Муравей сороконожке

Повстречался на дорожке:

– С добрым утром! Как дела?

Сорок лапок подала.

А пока он лапки жал,

Тут и вечер набежал.

(Э. Гольдман)

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок.

Для барашков и овечек:

Десять маковых колечек,

Девять сушек, восемь плюшек,

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки,

Три батона, две коврижки.

И один калач купил –

Сам себя не позабыл.

Воспитатель: Ребята, зайчик решил рассказать гостям необычную сказку. Послушайте внимательно.

Сказка про прямую и кривую линию

На одной из улиц жили-были по соседству две линии – прямая и кривая. Прямая делала все прямо, а кривая – криво. (Показ картинки с изображением прямого и кривого домика.)

– Как вы думаете, какой домик и дорожку нарисовала кривая, а какой – прямая?

Прямой домик стоял прочно, а кривой вскоре упал. Стали прямая и кривая линии дорожками. (На полу выкладываются две веревки.)

– По какой дорожке можно пройти быстрее?

Воспитатель приглашает детей прогуляться по дорожкам. Дети проверяют, кто быстрее пройдет по дорожкам, затем выпрямляют веревки и определяют, какая дорожка длиннее.

Кривая линия сделала свой мостик, а прямая – свой. (Показ картинки с изображением прямого и кривого мостика.)

– По какому мосту удобнее ходить или ездить?

– Так что же лучше кривая или прямая?

Обиделась кривая: «Раз я никому не нужна, возьму и совсем уйду». И вот что после этого произошло… (Показ картинки с изображением прямой и кривой радуги, прямых и кривых облаков.)

– Мир изменился. Каким он стал? (Мир стал каким-то ненастоящим без кривых линий.)

– Оказывается, все линии важны: и кривые, и прямые.

Воспитатель: Дети, Незнайка на лесной полянке увидел необычный дом. (Показ домика.) Как вы думаете, кто здесь живет? (Художник.) Почему?

Воспитатель: Художники очень талантливые люди. Своими работами – картинами они приобщают нас к прекрасному, дают нам возможность увидеть красоту природы и многое другое. Ребята, у меня есть необычные фигуры. Подумайте и дорисуйте детали, чтобы получились интересные предметы. Но рисовать вы будете в паре.

Воспитатель завязывает две правые руки детей и дает им геометрическую фигуру, дети превращают ее в предмет.

Физкультминутка с пальчиками.

Обе ладошки лежат на столе свободно. Декламируя стихи, дети сопровождают их движениями пальчиков. Начинаем с указательных пальцев обеих рук, затем – средние, безымянные, мизинцы, большие и все по очереди.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот – кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий-легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

Воспитатель: Ребята, зайчик был очень рад встрече со своими гостями: у него никогда еще не было такого веселого дня рождения. К сожалению, не обошлось без огорчений. Зайчик хотел подарить гостям бусы из яблок и грибов, но мышата испортили их. Помогите зайчику развесить яблоки и грибы снова.

Дети делают бусы.

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, и все герои благодарны вам за помощь.

Дети уходят в группу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *