Конспект занятия-игры по математике для старших дошкольников «Четыре»

Цель:

Продолжать развивать комбинаторские способности, лю­бознательность, умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой.

Расширять и закреплять знания, интерес к художественным произведениям с математическим содержанием.

Познакомить с числом и цифрой «4», составом этого числа.

Материал:

Иллюстративный материал по числу и цифре «4», наборы квадратов разного цвета и размера, тетради в клетку, цветные карандаши, наборы цифр от 1 до 4.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям:

— Мы сегодня продолжим наше путешествие в удивительную страну цифр и чисел. Какие цифры мы уже знаем? (Ответы детей)

— А сегодня познакомимся с числом и цифрой «4». Посмотрите внимательно вокруг и найдите предметы, которые бы указывали на количество 4 (дети подходят к окну, портретам, картинам, столу, стулу, книгам, альбомам и т. д.)

— Кто знает загадки, где встречается число «4»? (Ответы-детей)

Например:

Четыре брата одним кушаком подвязаны,

Под одной шляпой стоят.

(Стол)

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса?

(Машина для поливки улиц )

Два брюшка,

Четыре ушка.

(Подушка)

— Замечательно. Число «4» — очень интересное число. Оно означает устойчивость и прочность. Это число тесно связано с землей — четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток, животные, передвигающиеся на четырех ногах. Геометрический символ числа «4» — квадрат. В народной традиции является знаком земли, вспаханного, засеянного поля. Ромб можно видеть на резных наличниках окон, поясах, вышивках, на подолах сарафанов, полотенцах, украшениях.

— А теперь давайте подумаем, как можно составить число «4».

— Какие у вас геометрические фигуры?

— Чем они отличаются?

— Возьмите 4 фигуры и выложите свои варианты состава числа.

Дети выкладывают каждый свой вариант состава числа, рассказывают о нем, а воспитатель выкладывает варианты на фланелеграфе.

I.большой и 3 маленьких
П.2 больших и 2 маленьких
III.3 больших и 1 маленький
IV.1 маленький и 3 больших
V.3 маленьких и 1 большой
VI.2 маленьких и 2 больших
VII.4 больших
VIII.4 маленьких

Выяснить, что комбинаций может быть много, а вариантов состава числа только 4: 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3, 1, 1, 1, 1. Затем дети самостоятельно работают над составлением различных комбинаций своего варианта состава числа из двух меньших.

Сделать вывод: число не зависит от величины предметов.

Задания:

— описать заданную комбинацию, например, вторую сверху и выложить ее цифрами (1,1,2);

— назвать заданный элемент заданной комбинации, например, это вторая цифра справа в третьей комбинации;

— зарисовать в тетради комбинацию, обозначенную цифрами 1, 1, 2;

— закрасить в заданной комбинации второй элемент (если он состоит из двух одинаковых: например, два маленьких — значит, закрасить оба).

В дальнейшем это задание можно усложнить, что позволит детям сконцентрировать внимание, например, второй элемент, заштриховать, а третий закрасить. На составе числа «4» можно продемонстрировать детям понятие — число не зависит от расстояния между предметами:

ББ       ММ

БМ      БМ

МБМБ и т. д.

Затем показать детям спрятанную в занимательных рисунках цифру «4», используя пособия Е. Соловьевой «Числа для тебя»: это могут быть рисунки дома, подъемного крана, летящей ракеты, парусника, стола, стула и т. д.

Вспомнить с детьми стихи с цифрой «4».

Подвижные игры «Найди пару», «Найди свой домик».

4 это:

1 и 3

1 и 1 и 2

З и 1

2 и 1 и 1

4 это:

2 и 2

1 и 1 и 1 и 1

1 и 2 и 1

1 и 2 и 1

1.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

2.

Раз, два, три, четыре — сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера. (И. Токмакова)

3.

Живут в зоопарке гривастые львы,

Им стыдно косматой своей головы,

Что ж делать, когда парикмахер

От них убегает в страхе?

Ведь нету зверей в целом мире

Страшнее, чем эти четыре.

4.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

5.

Обманули простака на четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

6.

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост обвалится, то собака свалится.

7.

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

8.

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли:

Готовы щи, компот, блины —

До завтра солнца не нужны. (Газовые конфорки)

9.

Четыре брата одним кушаком подвязаны,

Под одной шляпой стоят. (Стол)

10.

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

11.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки. (Стол)

12.

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса? (Машина для поливки улиц)

13.

Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. (Конь)

14.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (квадрат).

15.

Угла четыре мне даны и все стороны равны,

Прямоугольнику я брат, а зовут меня… (квадрат)

16. В году у дедушки четыре имени

Кто это? (Весна, лето, осень, зима)

17.

Ножек четыре, шляпка одна,

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

18.

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки у мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса, резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа, они за две минуты.

19.

На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу,

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать. (Кресло)

20.

Повезло опять Егорке –

У реки стоял не зря:

Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.

21.

У стола четыре ножки, по две с каждой стороны,

Но сапожки и калошки этим ножкам не нужны.

22.

Кто появится первый — приедет в карете,

В нарядной карете на паре коней.

Второй — в таратайке, на ослике — третий,

На чем же четвертый? На паре свиней.

23.

Раз два, три, четыре, умножаем на четыре,

Делим, делим на четыре, получается четыре! (С. Маршак)

24.

Гляди, четыре — это стул,

Который я перевернул.

25.

Делал Егорка с мамой уборку,

Опрокинул стул в квартире –

Стал похож он на четыре.

26.

Цифра новая — четыре,

Стол стоит у нас в квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего? (С. Маршак)

27.

Вот четверки силачи,

Подымают кирпичи,

Выжимают гири, пуда по четыре.

28.

С мешком заплечным единица –

Такою мне четверка снится.

29.

Идет четверка после трех, поговорим о четырех,

Четыре времени в году —

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несет корзины урожая. (С. Маршак)

30.

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пестрый,

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сестры.

Зима накопит нам воды,

Весна и вспашет, и посеет,

Чтоб лето принесло плоды,

А осень их собрать сумеет.

31.

Сидят четыре друга, четыре рыбака,

И неподвижны в речке четыре поплавка.

А рядом на пригорке сидит усатый кот,

Он тоже смотрит в речку –

Добычи вкусной ждет.

32.

Шевелились у цветка все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

33.

Четыре крыла, а не птица,

Крыльями машет, а не с места. (Мельница)

34.

Вспушит она свои бока, свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (Подушка)

35.

Четыре грязных копытца

Заснули прямо в корытце. (Поросенок)

36.

Четыре братца и не сходятся и не расходятся,

И не отстают и не догоняют. (Колеса)

37.

На четыре ноги надевали сапоги,

Перед тем, как надевать, стали обувь надувать. (Шины)

38.

Без четырех углов изба не рубится

39.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

40.

На все четыре стороны.

Жить в четырех стенах.

Задачи

41.

Ну-ка, сколько здесь ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят, один дожидается.

42.

Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке,

Тут одна к ним прибежала —

Сколько вместе кошек стало?

43.

Четыре сороки пришли на уроки,

Одна из сорок не знала урок –

Сколько прилежно училось сорок?

44.

Четыре зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва.

А сколько не успело? (Два)

45.

Четыре спелых груши на веточке качалось,

Две груши снял Павлуша —

А сколько груш осталось?

Источник: Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ./ Авт. – сост. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 – 108 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *