Цель:
Познакомить детей с вариантами состава числа «3», различными комбинациями единиц каждого варианта.
Упражнять в зарисовке схемы на листе бумаги, порядковом и количественном счете, умении находить заданную комбинацию и определять ее место.
Познакомить с числом и цифрой «3». Развивать у детей графические навыки.
Воспитывать поэтическое восприятие художественного слова.
Материал:
Иллюстративный материал по цифре и числу «3», геометрическая мозаика, тетради в клетку, цветные карандаши, наборы цифр от 1 до 3.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать загадки:
1. Три вершинки, три угла, три сторонки — вот и я.
2.
Три братца пошли купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли.
3.
Тройка, тройка прилетела.
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, все покрыла серебром.
Воспитатель обращается к детям:
— Что вы услышали?
— Сколько загадок?
— Какое число упоминается во всех трех загадках?
— Правильно. Это замечательное число. Древний ученый Пифагор считал «мир — тройствен, ибо как человек состоит из трех различных элементов, сплавленных вместе: из тела, души, духа. Так же и вселенная делится на три концентрических сферы: мир естественный, мир человеческий, мир божественный. Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и истинный ключ жизни». Геометрический символ — треугольник, который представляет прошлое, настоящее, будущее. Это число часто встречается в сказках.
— В каких? («Три медведя»)
— Кто отгадал первую загадку? (Треугольник)
— Вторую? (Коромысло и ведра)
— Третью? (Три зимних месяца, Зима)
Воспитатель предлагает сравнить вторую и третью загадки. В обеих загадках говорится о каком числе? (3), но во второй — какие это числа (2 и 1),а в третьей (1,1,1). Выложите, пожалуйста, схемы этих загадок.
Воспитатель предлагает решить задачу:
— У бабушки Даши — внучка Маша, кошка Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки друзей?
— Правильно, трое.
— Какими цифрами можно составить эту задачу? (1,1,1) А вот Сережа ответил, что 1 и 2, т. к. Маша — человек, а Пушок и Дружок — животные.
Затем выясняют с детьми, что вариантов состава числа может быть три (после того, как дети сами расскажут о своем варианте):
1. ХХО – 2 и 1
ХОХ – 1 1 1
ОХХ – 1 и 2
2. ОХХ – 1 и 2
ХОХ – 1 1 1
ХХО – 2 и 1
3. ООО – 1 1 1
Дальнейшее проведение игры может быть различным: с первым и вторым вариантами, с первым и третьим, со вторым и первым.
Задания:
1. Нарисовать по желанию вариант и его комбинации, закрасить или заштриховать и т. д.
2. Прочесть первую (вторую…) комбинацию.
3. Назвать первый (второй…) элемент комбинации и т. д.
4. Обозначить элементы комбинации цифрами.
5. Определить местонахождение какой-то заданной цифры и т. д.
Обязательно подчеркнуть значение направления счета. В процессе игры дети начинают понимать не все и не сразу, и не надо торопить их, а добиваться, чтобы ребенок сам дошел до такого вывода, что быстрее можно составить новую комбинацию, работая с одним элементом, меняя его месторасположение, особенно наглядно это видно в первых двух вариантах.
После этого обратить внимание детей на соответствие числа 3 цифре «3» . Показать детям иллюстративный материал по цифре «3». Можно использовать рисунки-загадки, например, усы, парус, снеговик, змея, крылья у летящей птицы, скрипка и т. д. (Материал из детских иллюстративных журналов, стихи, на что похожа цифра «3», используя книгу Е. Соловьевой «Числа для тебя»).
Для закрепления можно использовать подвижные игры «Что изменилось», «Найди пару».
1.
А за двойкой посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков –
Состоит из двух крючков.
2.
Жил-был человечек кривой на мосту.
Прошел он однажды кривую версту.
И вдруг на пути меж камней мостовой
Нашел потускневший полтинник кривой.
Купил за полтинник кривую он кошку,
А кошка кривую нашла ему мышку.
И так они жили втроем понемножку,
Покуда не рухнул кривой их домишка.
3.
Три крысы в костюмах и шапках из плюша,
Три утки в соломенных шляпках для суши,
Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой,
Да три собачонки без теплой попонки…
Пошли на прогулку и встретили свинок…
Двух свинок в шелках с головы до ботинок.
Но скоро ударил раскатистый гром,
И все по домам побежали бегом.
И только три утки дождю были рады,
Они не боятся испортить наряды.
Но все как обычно в дождливые дни,
Чепцы из резины надели они.
4. Считалка
Мать-гусыня посидела, трех гусяток высидела,
Этот желтый, весь пушистый,
Этот желтый, золотистый.
Этот — желтый, сероватый.
Что ж вы смотрите, ребята? Пошли вон.
5.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре, мыли дернули за гири.
Вдруг раздался сильный звон,
Побежали мыши вон.
6.
Живет в зоопарке семейка макак,
Спокойно сидеть не желает никак.
Как жаль, что бывают на свете
Макакообразные дети!
Попробуй таких шалунов усмири,
Хотя их немного — три.
(И. Токмакова)
7. Скороговорка
В пруду у Поликарпа –
Три карася, три карпа.
8. Летят три пичужки через три пустых избушки.
9. Раз дрова, два дрова, три дрова.
10.
Тапы-бары, трали-вали,
Три бабушки на бульваре.
В салочки играли, внуков растеряли.
И вся троица ревет:
— Нам от дочек попадет!
11.
Три братца пошли купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Коромысло и ведра)
12.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны, и три угла, и столько же вершин.
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
13. Три свиристели еле-еле свистели у ели.
14. Три вершинки, три угла, три сторонки — вот и я!
15.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера.
Красный цвет — проезда нет.
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати.
16.
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый.
Но никогда не смотрит тремя глазами сразу. (Светофор)
17.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
18.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? — Три.
А какая буква? — И!
19.
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три.
В звезде найдешь ты букву 3,
И в золоте, и в розе.
В земле, алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
20.
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла,
Пригласила трех ершей,
Говорили всем ерши:
— Щи у щуки хороши!
21.
У бабушки Даши внучка Маша,
Кошка Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки друзей? (3)
22.
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
23.
В математике его всегда мы встретим,
Но и в музыке он заметен.
Каждый знает то, что он
Состоит из трех сторон.
24.
Тройка, тройка прилетела,
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица:
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы )
25.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
26. В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
27.
— Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
— Не стриги меня пока,
Дам я шерсти три мешка:
Один мешок — хозяину, другой мешок — хозяйке,
А третий — детям маленьким
На теплые фуфайки.
(С. Маршак)
28. Маленькие феи
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.
(С. Маршак)
29.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.
(С. Маршак)
30.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
31.
Три — это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка –
Хвост крючком, дугою шейка,
Ты на змейку посмотри —
Да ведь это цифра три!
(В. Далько)
32.
Посчитай и посмотри
Хорошенько — раз, два, три.
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
Три в тетради у Данилки,
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил.
(И. Токмакова)
Считалки
33.
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три — начинаешь ты.
34.
За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
35.
Приплывали три дельфина,
Выгибали к небу спины,
Налетали с трех сторон.
Ты, акула, выйди вон!
Скороговорки
36.По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
37.
Летели три вороны,
Черны, пестроголовы.
38.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
39. Тронулась от околицы тройка с колокольцами.
40. У калитки — маргаритки, подползли к ним три улитки.
41.
Хвастал храбрый краб три дня:
Краба нет храбрей меня!
Загадки
42.
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок — звонкий. (Балалайка)
43. У одной мыши три хвоста. (Вилы)
44.
Три брата — один впереди,
Два позади бегут, и догнать одного не могут.
(Трехколесный велосипед )
45.
Возле меня на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
-Кто герои этой сказки?
46.
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах,
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль)
47. Поговорки
Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
Заблудиться в трех соснах.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Задачи
48.
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
49.
Три яблока из сада ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке!
50.
Три голубя белых на крыше сидели,
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажи мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
Источник: Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ./ Авт. – сост. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 – 108 с.