Цикл наблюдений за птицам во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах

Автор: Григорова Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 27 (г.Липецк).

Вторая младшая группа

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: познакомить детей с птицей, живущей в уголке природы, сообщить ее название, дать ей кличку. Обратить внимание на то, что она — красивая, веселая, живет в клетке, бойко скачет и щебечет.

Наблюдение 2. Что птичка ест.

Цель: показать детям, что птицу кормят зерносмесью (зерна мелкие, разного цвета), тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. У птицы есть клюв, которым она клюет корм и пьет воду.

Наблюдение 3. Птицу кормят каждый день.

Цель: В течение нескольких (пяти) дней демонстрировать детям, что птица живая, ее надо кормить каждый день с утра.

Наблюдение 4. Что птица делает в клетке (задание детям).

Цель: побуждать дошкольников к самостоятельным наблюдениям, учить замечать разные действия птицы, называть их словами.

Наблюдение 5. Кто заботится о птице.

Цель: обратить внимание детей на то, что птица не может сама себя накормить. О ней заботятся воспитатель и дети – дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку. В чистой клетке с кормом и водой птичка хорошо себя чувствует, поет, радует всех.

Наблюдение 6. Что есть у птицы.

Цель: Уточнить особенности внешнего вида птицы. У нее есть голова, туловище, ноги, хвост, крылья. На голове – глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке; машет крыльями.

Наблюдение 7. Как птица купается.

Цель: показать детям, как птица может купаться в воде, если ей поставить купалку. Она ногами залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться.

Средняя группа

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Выявить, чем она отличается от той птицы, которую дети наблюдали в прошлом голу (размер, окраска и пр.) Установить черты сходства во внешности птиц — есть головка, туловище, хвост, крылья, ноги; на голове – глаза, клюв.

Наблюдение 2. В каких условиях живет птица.

Цель: познакомить детей е условиями содержания птицы: она живет в просторной клетке, в которой есть жердочки, песок на мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой. Показать детям необходимость таких условий; в большой клетке птица может летать, порхать; на жердочки она садится, скачет по ним; песок клюет, глотает его; кормом питается; воду пьет, купается в ней.

Наблюдение 3. Кто и как ухаживает за птицей.

Цель: показать дошкольникам, что жизнь плицы зависит oт человека (воспитателя и детей). Чтобы она хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо постоянно ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, не оставлять птицу без корма и воды. Все надо делать осторожно, чтобы не пугать ее, — все птицы пугливы.

Наблюдение 4. Как птичка ведет себя после уборки (задание для самостоятельного наблюдения).

Цель: приучить детей проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые ей создаются трудами людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.

Наблюдение 5. Как птица поет.

Цель: учить детей самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить: пенис птицы — это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.

Наблюдение 6. Сколько чего у птицы.

Цель: уточнить с детьми представления о ее внешнем виде. У нее одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, которые покрывают все тело, кроме клюва и ног. Перья разного цвета, они мягкие и легкие.

Наблюдение 7. Как птица купается (задание детям).

Цель: поощрять самостоятельные наблюдения детей и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время и после купания. Обращать внимание на то, как, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их. Прихорашивается.

Наблюдение 8. Зачем птице ноги и крылья.

Цель: уточнить с детьми функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело; при помощи крыльев порхает, перелетает с места на место, купается в воде.

Старшая группа

Наблюдение 1. Знакомство с новой птицей.

Цель: выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении в сравнении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.

Наблюдение 2. Условия жизни птицы.

Цель: уточнить с детьми, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом), на жердочках она отдыхает, скачет по ним, кормом питается, воду пьет, песок клюет (при его помощи птица переваривает пищу). Чтобы птица была здоровой, веселой, условия, в которых она живет, должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь), зелень (букетики трав), минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа).

Наблюдение 3. Труд дежурных – забота о птице.

Цель: показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку природы создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.

Наблюдение 4. Какая зелень лучше (задание детям).

Цель: продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птицы: предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традисканций, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.

Наблюдение 5. Какие ноги у птицы.

Цель: уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены – 3 вперед, один назад (у попугая 2 вперед, 2 назад), поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочках.

Наблюдение 6. Есть ли у птицы шея.

Цель: показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.

Наблюдение 7. Слышит ли птица.

Цель: выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки; сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.

Наблюдение 8. Когда поет птица (задание детям).

Цель: предложить самостоятельно выяснить, когда поет птица: до еды (купания), после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.

Наблюдение 9. Как птица отдыхает и спит.

Цель: показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распускает перья на теле и закрывает глаза. Засыпая. Птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.

Аналогичным образом цикл наблюдений за птицами (парой волнистых попугаев) в подготовительной группе включает: рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами передвижения по твердой основе и по воздуху, знакомство со свойствами перьев (маховых, пуховых), их расположением на теле, различным назначением (маховые – для «маха», опоры на воздухе, пуховые – для обогрева). Дошкольникам этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки, увидеть, как веером раскрываются хвост и крылья. Несколько наблюдений посвящается вопросам общения: как попугаи относятся друг к другу, как дети могут общаться с попугаями, приучать их. Особый цикл наблюдений в этой группе связан с появлением потомства, гнездование, высиживание яиц и выкармливание птенцов.

Одновременно с работой в уголке природы во всех возрастных группах проводятся наблюдения за птицами участка. Дети знакомятся с их разнообразием, учатся различать по размеру, цвету оперения, крику; наблюдают за поведением в естественной обстановке: как передвигаются по земле, как летают, как купаются в песке и лужах, что клюют, куда садятся для отдыха, как осторожны и пугливы (быстро реагируют на все окружающее), как в весеннее время строят гнезда, выводят птенцов.

Нетрудно заметить, что циклы наблюдений – это конкретизированная для каждого возраста единая система представлений о птицах, в которой органически увязаны знания об их взаимосвязи со средой обитания, о многообразии видов, росте и развитии потомства. На протяжении 4 лет дети знакомятся с внешним строением, поведением птиц, с условиями их жизни. При этом на каждом следующем возрастном витке дети расширяют и углубляют представления об уже знакомом, устанавливают морфофункциональные связи сначала на уровне организма, а затем и в единстве с внешними условиями. Постепенно приближаясь к пониманию общей приспособленности птиц и их зависимости от жизненно необходимых условий внешней среды.

Следует отметить, что при этом дети рассматривают как целое, так и детали. С общего осмотра птицы начинаются циклы наблюдений в каждой возрастной группе, затем идет ознакомление с отдельными «деталями» — конкретными частями тела. С внешними органами и, что особенно важно, их функциями. От общих, первоначальных (во 2-й младшей группе), совсем недифференцированных представлений, ребенок в процессе наблюдений постепенно достигает все большей детализации. На завершающем этапе цикла наблюдений в подготовительной группе он приходит снова к общему, но реже к качественно иному общему, насыщенному знанием конкретных деталей, пониманием их свойств и назначения. Такое общее знание обеспечивает возможность полноценного осознания приспособленной взаимосвязи животного (конкретно птиц) со средой, в которой оно обитает (для птиц – это приспособленность к наземно-воздушному образу жизни и определенной климатической зоне).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *