Цикл занятий для детей 6-го года жизни «Наблюдения за хомяком»

Авторы: Николаенко Елена Владимировна, Алексеенко Ирина Александровна, воспитатели МДОУ детский сад комбинированного вида № 2 (г. Алексеевка, Белгородская область). 

Занятие первое «Здравствуйте, я хомячок!»

Цель: вызвать эмоционально положительное отношение к хомяку и желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Посмотрите, кто это?

– Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

– Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.

– Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

– Назовем его Пик, как и мышонка, о котором мы читали у Виталия Бианки. Согласны?

– Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

– Куда он лезет? Что ему помогает?

– Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

– Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

Занятие второе «Устроим хороший дом для хомячка»

Цели:

1. Показать, что хорошие условия для хомячка, чтобы он комфортно себя чувствовал и не болел – это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, где хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета.

2. Учить оказывать помощь в оборудовании домика для зверька.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Посмотрите, где живет Пик?

– В каком домике ему удобнее жить: в просторном или тесном?

– Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.

– Зачем вообще в клетке нужен песок?

– Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться и спать. Здесь же складывает свои запасы.

– Что еще есть в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

– А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк – очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

– Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?

– Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать.

Занятие третье «Хорошо ли хомяку в новых условиях?»

Цели:

1. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый «домик»), какие совершает действия, правильно оценивать их.

2. Учить определять самочувствие хомяка.

3. Учить делать выводы, отвечая на вопросы: «Чего не хватает?» и «Что можно улучшить?».

Ход наблюдения:

Воспитатель: Где живет Пик?

– Чем является клетка для хомяка?

– Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (Понаблюдать за его поведением.)

– Давайте понаблюдаем за хомяком. Что он делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

– Что вы видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

– Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет.)

– Можно ли назвать зверька чистоплотным?

– Чем для него является домик? (Норкой.)

– Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок.)

– Что делает Пик в норке?

– Как играет с колесом?

– Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить? 

– Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

Занятие четвертое «Что и как ест хомяк?»

Цель: выяснить, что и как ест хомяк, и какую еду предпочитает.

До наблюдения хомяка не кормить.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Хочу загадать вам загадку.

Серый зверек,

В группе живет.

Дружит с ребятами,

Морковку и зерно грызет.

– Ребята, как зовут нашего хомяка?

– Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.

– Что мы можем ему предложить? Чем угостить?

– Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Он его ест?

– Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его кушать? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.)

– Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

– Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

Занятие пятое «Как хомяк делает запасы?»

Цель: показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо, то есть запасать ее.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Что больше всего из еды любит Пик?

– Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?

– Что делает теперь? (Набирает корм.)

– Посмотрите, что с ним происходит? (Он, как шарик, надувается.)

– Куда он пошел? Каким он вернулся из домика? (Похудевшим.)

– Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?

– Как вы думаете, что делает хомяк в домике? (Оставляет корм, делает запасы.)

– Что ему помогает переносить корм? (Защечные мешки.)

– На что они похожи? А в чем мы переносим продукты? (В сумке.)

– Запасливый ли хомяк?

– Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши.)

– Какие у него зубы? Верно, острые. Ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы.

В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.

Занятие шестое «Хомяк – чистоплотный зверек»

Цель: учить замечать, как Пик ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Давайте угостим Пика.

– Расскажите, как он ест? (Аккуратно.)

– Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) Покажите как он умывается.

– А как он чистит свою шерстку?

– Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая.)

– А что это за баночка? (Туалет.)

– Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?

– Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотный.)

– Хорошо ли он себя чувствует? (Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.)

Предложите детям нарисовать, как хомяк ухаживает за собой.

Занятие седьмое «Как хомяк отдыхает?»

Цели:

— выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня;

— наблюдать, в каком месте он отдыхает, а в каком – бодрствует.

Ход наблюдения:

Воспитатель: В какое время суток мы чаще всего видим Пика?

– Как он себя ведет? Что делает?

Вывод: Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью – бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

Занятие восьмое «Чем хомяк отличается от мышонка?»

Цель: закрепить представления о внешнем облике зверька. У хомяка туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки, как бусинки, подвижный нос, вокруг растут усики. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета. Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его.

– Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка?

– Что вы видите на его лапках?

– Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза?

– Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?

– Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело?

– А есть ли у него шея?

– На кого похож Пик?

– Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?

Занятие девятое «Как передвигается хомяк?»

Цель: уточнить способы перемещения хомяка. Зверек ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе, может лазить. Бегает не очень быстро, потому что ноги у него короткие. Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).

Ход наблюдения:

Воспитатель: Что делает Пик? (Бегает по клетке.)

– Посмотрите на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных?

– Что у хомяка на лапках? (Коготки.) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазить, крепко держаться за перекладины клетки.)

– Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазит, спрыгивает, бегает в колесе.)

– Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком?

– Наш Пик взрослый или молодой хомяк?

– Как ведут себя молодые зверьки? А маленькие дети? (Много двигаются, играют.)

– А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк?

Предложите детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ «Наш забавный хомячок».

Занятие десятое «Когда хомячка трудно заметить?»

Цели:

1. Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка.

2. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.

Организация места наблюдения: на дно клетки насыпать песок, с боков клетки прикрепить листы бумаги (красной, белой, коричневой).

Ход наблюдения:

Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо заметен, а когда – не очень.

Воспитатель: Посмотрите, что делает хомячок?

– Хорошо ли мы его видим?

– Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим?

– Вот он подошел к другой стенке и стоит на красном фоне. Как мы его видим?

– На каком же фоне Пик незаметен? Почему?

– Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным? (Маскировочная.)

– А когда зверек незаметен: когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим.

– Закройте глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает 

– Песок на дне тоже помогает хомячку, делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках.

Предложите зарисовать хомячка и то, что ему помогает стать невидимым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *