Автор: Павлова Надежда Рюриевна, заместитель заведующей по ВМР МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» (г. Щёкино Тульской области).
Программное содержание:
Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях (познание).
Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии (познание, социализация).
Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека (познание, здоровье).
Закрепить знания детей о том, что хлеб — один из самых главных продуктов питания в России (познание, социализация).
Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми (социализация).
Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную (безопасность).
Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами (безопасность).
Формировать умение работать с солёным тестом (художественное творчество).
Развивать воображение, фантазию, умение составлять технологическую карту процесса работы.
Развивать такие социально-психологической черты, как — терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой (социализация, коммуникация).
Формировать умение работать сообща.
Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Возраст детей: 6-7 лет.
Материалы и оборудование:
Атрибуты: игрушка домовёнок Кузя, ширма для театра, кукольная мебель для чаепития;
Ноутбук (или большой экран с проектором);
Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни;
Карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба;
Солёное тесто;
Приспособления для лепки (доска, стеки, влажная тряпочка);
Используемые технологии: игровые, проблемно-развивающее образование, моделирование, партнёрское общение.
Ход занятия:
Воспитатель заранее должен приготовить все оборудование для занятия, установить проектор или ноутбук. Дети играют, неожиданно появляется сказочный персонаж — домовёнок Кузя:
— Ой, беда, беда, огорчение! Ой-ой-ой.
Воспитатель: — Что случилось? Ребятки, смотрите кто это? (ответы детей — домовёнок Кузя). Что с тобой случилось, Кузенька?
— Ой, беда, беда!!! Я сегодня в гости Нафаню пригласил, стол накрыл, спохватился, а хлеба то нету! Ой, беда, беда.
— Кузенька, а без хлеба нельзя обойтись?
— Да вы что?! Да кто ж без хлеба за стол садится?! Это где ж видано, чтобы русские люди без хлеба трапезничали?!
— Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? (ответы — сходить в магазин)
— Да ходил я. Нету там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит!
— Ну как же нам поступить, чтобы помочь Кузьме? (ответы — испечь самим).
— Правильно. А как пекут хлеб, кто этим занимается? Вот сколько вопросов накопилось у нас. Хотите получить на них ответы?
— Яхонтовые мои, устраивайтесь на стульчиках, а я вам расскажу и покажу, как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и ещё много интересного. А поможет мне мой друг Колобок. Смотрите.
Дети рассаживаются на стулья, воспитатель демонстрирует презентацию.
У народа есть слова:«Хлеб — всей жизни голова!»Славится он первым на земле,Ставится он первым на столе! |
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами. |
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу — Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами. Гостя встречали всегда хлебом и солью. |
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. |
Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. |
Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах. К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь — центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его «дух» — домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково «матушка», «кормилица». |
На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в печь. Через несколько минут каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. |
Вот он — хлебушек душистый.Вот он — теплый, золотистый,В нем — здоровье наше, сила,В нем — чудесное тепло.Сколько рук его растило, охраняло, берегло. |
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях — в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки. |
Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на «расстойку», чтобы оно забродило и поднялось и уже после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов. |
Но всем известно, что без огня не возможно затопить печь, но и обращаться с ним надо очень осторожно. Как и с электрической печью. |
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц:«Без хлеба – нет обеда»«Хлеб – батюшка, вода – матушка»«Хлеб сердце человеку укрепит. Будет хлеб – будет и песня»«Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай».«Хлеб хлебу брат».«Хлеба ни куска — и в горле тоска».«Хлебу — мера, деньгам – счет».«Бог на стене, хлеб на столе».«Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда». |
— Ну что ж, мы с вами узнали много интересного. Давайте ещё раз повторим, что же мы узнали?! (ответы детей о процессе выпечки хлеба: и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.)
— А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба — это процесс сложный и трудоёмкий.
Проводится физкультминутка:
Подрастает зёрнышко,
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает, к земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
(потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели).
— Ну вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак, занимайте свои места. Прежде, чем начать, давайте графически выстроим процесс выпечки хлеба, чтобы вы ничего не забыли и удачно справились с поставленной задачей.
Один ребёнок приглашается к доске и выкладывает схематично из представленных картинок процесс выпечки хлеба, остальные дети на столах проделывают ту же операцию.
— Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто. Затем? (отправить тесто на расстойку, подниматься, дальше — сформировать хлебобулочное изделие (батон, буханку, бублики, плюшки и т.д.) и отправить в печь).
— Молодцы! Ну что ж, а теперь, следуя вашим технологическим картам, приступайте.
— Бриллиантовые мои, я вам немного помог и тесто уже замесил. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь. Мы с Нафаней очень любим калачи, каравай, бублики, да и батончиком побаловаться не прочь.
Воспитатель: Приступайте. Вы можете «испечь» любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте.
Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку, в ходе работы воспитатель использует индивидуальный подход — детям, которые быстрее справляются с заданием предлагается «испечь» как можно больше хлебобулочных изделий различной формы.
— Ну что ж, вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас.
Обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты.
— Что ж мы вылепили наши хлебобулочные изделия. Что же делаем дальше? Посмотрите в ваши технологические карты. Правильно, отправляем в печь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, а Кузьма их потом заберёт и вам покажет. Вы все сегодня славно потрудились, выручили Кузю, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
— Спасибо, яхонтовые мои. Выручили меня. Пойду Нафаню встречать.
Воспитатель уносит поделки, а через некоторое время приносит и предлагает детям поиграть. В свободное время поделки необходимо раскрасить и покрыть лаком.
Приложения: