Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя семья. Моя родословная»

Автор: Сидорова Надежда Александровна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 12 «Сказка» (г. Фролово, Волгоградской области).

Программное содержание:

1. Раскрыть понятия «род», «родословная», «семья», «право детей на воспитание в семье».

2. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

3. Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо, права детей).

4. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.

Материал: схема генеалогического древа, мольберт, альбом с семейными фотографиями, фотографии каждого члена семьи, пирамидка, ребус, макет телевизора, рисунки на тему «Моя семья», аудиокассеты с классической музыкой, клей, кисти, салфетки.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему «Моя семья», оформление альбомов с семейными фотографиями.

Ход занятия:

моя родословная

1. «Сядем рядком, да поговорим ладком».

— Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы продолжаем знакомиться с правами детей. Вы уже знаете, что каждый ребёнок имеет право на имя. А вот тему сегодняшнего занятия узнаете, разгадав ребус (на листе зашифровано слово «семья» -7я.)

— Вы догадались, о чём мы поведём разговор? Правильно, о семье. И не случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7я. Раньше на Руси говорили: семья — это 7я, то есть в семье семь человек, живущих в одном доме. Каждый ребёнок имеет право жить в семье своей.

— Мы с вами рисовали на тему «Моя семья». Давайте посмотрим и вспомним. Рассматриваем выставку рисунков.

— Вспомните фотографии, которые вы рассматривали в своих альбомах. А вы хотите рассказать о своей семье? (ответы детей)

2.- Тогда давайте поиграем в игру «Живой телеэкран». Это новая игра.

Звучит музыка, «включается» телевизор, на экране я диктор.

— Здравствуйте, дети! Мы начинаем телепередачу, которая называется «Моя семья». Сегодня перед вами выступят участники нашей программы, а участниками будете вы, ребята, и расскажете о своей семье. Из кого она состоит? Кто заботится о вас в семье? Какие чувства вы испытываете к своим родным? Как умеете вместе отдыхать на природе?

— Итак, кто хочет стать героем нашей передачи? (2 ребенка)

— Продолжаем нашу телепередачу. И сейчас у нас небольшая реклама. Она необычная — пальчиковая гимнастика. Сожмите левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.

Движения сопровождаются текстом.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

А вот этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

Повтор для правой руки.

— На этом наша передача подошла к концу. До новых встреч на «Живом телеэкране»!

— Ребята, понравилась игра? «Живой телеэкран» останется у нас в группе и мы ещё не раз будем играть в эту игру.

— Мы заслушали несколько рассказов о семье.

3.- Так скажите, кого называют родственниками? (Ответы детей: бабушек, дедушек, маму, папу, сестру, брата).

— Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что же означает слово «род»? (Ответы детей).

— Род — одна большая семья. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи — бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

— Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям. А теперь давайте представим себе род человеческий в виде пирамиды. А начнём с самого большого кубика. Это, конечно же, прадедушка и прабабушка. А как мы назовём следующий кубик по размеру? (Бабушка и дедушка). Кто вспомнит и расскажет стихи о бабушке и дедушке, которые мы учили к 8 Марта и к 23 Февраля. (Два ребёнка читают стихотворения). Какой кубик следующий? (Мама и папа). А кто знает пословицы о маме?

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Без отца — полсироты, а без матери — весь сирота.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Остался маленький кубик. Кого он обозначает? (Это я).

Вот какая получилась пирамидка — человеческий род.

Вся семья вместе и душа на месте.

— Но ведь мы тоже маленькая семья. Давайте обнимемся и прижмёмся, чтобы почувствовать тепло друг друга.

— Я знаю, как вы любите своих маму и папу, бабушку и дедушку. Но ещё вы любите им помогать. Давайте покажем, как вы помогаете им стирать бельё.

Физминутка. Танец «Стирка».

— Мы не только показали, как вы помогаете, но и размялись. А теперь давайте займём места за столами.

— У многих из вас есть братья и сестры. У ваших мам и пап тоже они есть, поэтому большой род всегда изображали в виде древа, которое называется «генеалогическое древо».

— Рядом с вашим древом лежат фотографии ваших родных. Давайте каждый из вас попробует составить генеалогическое древо своего рода. Я буду помогать на фланелеграфе.

Под музыку дети составляют древо.

— Посмотрите, как преобразилось древо. Это получился ваш род. Подумайте и что-нибудь пожелайте своей большой семье, своему большому роду.

Заслушиваем пожелания детей.

— На этом наше необычное занятие подошло к концу. На занятии мы познакомились с правом ребёнка на воспитание в семье. Вы составили генеалогическое древо, которое покажете своим родителям и расскажете о занятии. До свидания!

семейное древо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *