Автор: Н.В. Новикова, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 2 «Солнышко» (г. Мирный, Архангельская область).
Активизация словаря: Луговые цветы, насекомые, прыгать, ползать, летать, комарик, муравьишка, жучок, стрекоза, пчёлка, санитар леса, муравейник.
Методические приёмы:
Вопросы: основные, вспомогательные, подсказывающие;
Объяснения;
Повторение;
Указания;
Косвенные (напоминания, реплика, подсказ, замечание);
Практические действия (хоровые игры, мини-этюды, графическое задание);
Наглядность (рассматривание иллюстраций);
Сравнение;
Активизация словаря (словарные упражнения);
Воспитание звуковой культуры речи (упражнения на формирование звукопроизношения, выразительность речи, упражнения на слуховое внимание);
Диалогическая речь (разговор, расспрос);
Обращение к детям с целью побуждения к инициативному высказыванию;
Сюрпризный момент.
Принципы:
Наглядность;
Доступность;
Развитие;
Активность;
Систематичность;
Последовательность;
Индивидуальный подход.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей:
— с луговыми цветами: мак, ромашка, василёк, ландыш, незабудка, одуванчик, колокольчик;
— с насекомыми: муравей, бабочка, кузнечик, муха, комар.
Закрепить знания о том, где живут насекомые, какие издают звуки.
Пропедевтика:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Насекомые», «Луговые цветы»;
Познавательное занятие «Луговые растения»;
Математическое занятие «Насекомые»;
Загадывание загадок;
Чтение стихов Е.Серовой из сборника «Лужайка», О.Новиковой «Мак», «Луговые цветы»;
Познавательно-эстетические беседы «Ты – часть природы»;
Мини-этюды «Цветок»;
Игры на развитие творческого воображения «Прогулка на луг», «Бабочка и мотыльки», «Бабочка», «Стрекоза»;
Игры-беседы «Представь себе, что ты паучок», «По муравьиной тропе»;
Д/И «Подбери цифру», Д/И «Цветы»;
Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, ручной труд («Бабочка», «Стрекоза», «Ромашка»).
Методическое обеспечение: Игрушка — кукла Фея цветов; иллюстрации насекомых, луговых цветов; карандаши простые на каждого ребёнка; подставка для карандаша на каждого ребенка; графическое задание «Проведи дорожку к домику»; эмблемы луговых цветов на каждого ребёнка (ромашка, незабудка, мак, ландыш, одуванчик); две бабочки картинки ля сравнения луговых цветов; аудиосредства (магнитофон, диск с мелодией дождя).
Ход занятия:
Входят дети, становятся полукругом, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на лужок, сделали кружок. Каким словом можно назвать цветы, которые растут на лугу?
Дети: Луговые.
Воспитатель: Назовите луговые цветы.
Дети: Василёк, ромашка, мак, незабудка, ландыш, одуванчик.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла в гости Фея цветов. Здравствуйте, я Фея цветов, я слышала, как вы рассказывали о моих любимых цветах. Мне очень понравилось. А вам, дети, нравятся цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем они вам нравятся?
Дети: Они красивые, лечебные, приятно пахнут, украшают луг, делают людей красивыми нарядными, плетут венки.
Воспитатель: Фея цветов приглашает к себе в гости на волшебный луг. Но вас надо превратиться в луговые цветы. Для этого надо отгадать загадки. Слушайте внимательно.
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Дети: Мак.
На мольберте появляется картинка с изображением мака.
Воспитатель:
Стоит в лесу сестричка –
Золотой глазок, белые реснички.
Дети: Ромашка.
На мольберте появляется картинка с изображением ромашки.
Воспитатель:
Постою немножко у лесной дорожки,
Хороши цветочки, белые звоночки.
Дети: Ландыш.
На мольберте появляется картинка с изображением ландыша.
Воспитатель:
На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки,
Ветерок прошуршал и развеял этот шар.
Дети: Одуванчик.
На мольберте появляется картинка с изображением одуванчика.
Воспитатель:
Тот цветочек голубой,
Очень дорог нам с тобой,
Нежный, тонкий, ах, какой!
Мы срывать его не будем,
Но названье не забудем.
Дети: Незабудка.
На мольберте появляется картинка с изображением незабудки.
Воспитатель:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Дети: Колокольчик.
На мольберте появляется картинка с изображением колокольчика.
Когда дети отгадали все загадки, предложить им эмблемы цветов и спросить у каждого: «Каким цветком ты будешь?»
Дети:
«Я – белый душистый ландыш. Я вырос на волшебном лугу».
«Я – нарядная ромашка. У меня желтая серединка и белые лепестки. Я выросла на волшебном лугу».
«Я – голубая незабудка. Я выросла на волшебном лугу».
«Я – синий колокольчик. Я вырос на волшебном лугу».
«Я – желтый одуванчик. Я вырос на волшебном лугу».
Воспитатель:
Раз, два, три!
Мы цветы
И я, и ты.
Игра. Мини-этюд.
Раз, два, три, выросли цветы
(детям обхватить колени руками)
К солнцу потянулись
(поднять руки вверх, встать на цыпочки)
Небу улыбнулись
(посмотреть вверх и улыбнуться)
Воспитатель: Дети, назовите цветы для девочек.
Дети: Ромашка, незабудка.
Воспитатель: Назовите цветы для мальчиков.
Дети: Одуванчик, василёк, мак, колокольчик.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь подумайте и скажите, на что похож цветок колокольчик?
Дети: На игрушечный колокольчик.
Воспитатель: На что похож одуванчик?
Дети: На парашют.
Воспитатель: На что похожа незабудка?
Дети: На настоящего друга, которого никогда не забудешь.
Воспитатель: На что похожа ромашка?
Дети: На зонтик.
Воспитатель: А мак, ландыш?
Дети: Если собрать зернышки у мака, то можно булочку посыпать маком, а из ландыша делают лекарство.
Воспитатель: Молодцы, мальчики, умнички, девочки.
Воспитатель: Дети, с кем дружат полевые цветы?
Дети: С насекомыми.
Воспитатель: Назовите насекомых.
Дети: Муравей, муха, паук, стрекоза, кузнечик, комар, бабочка, пчела, жук, оса.
Воспитатель: Дети, сосчитайте насекомых.
На мольберте появляются картинки с насекомыми.
Дети: 10 насекомых.
Воспитатель: Мальчики, назовите насекомых-мальчиков.
Дети: Кузнечик, комар, жук, паук, муравей.
Воспитатель: Девочки, назовите насекомых-девочек.
Дети: Пчела, стрекоза, муха, бабочка.
Воспитатель: Какие насекомые самые дружные, трудолюбивые?
Дети: Муравьи.
Воспитатель: Мальчики, расскажите о муравьях.
Мальчики рассказывают о насекомых.
Воспитатель: Какие насекомые самые красивые?
Дети: Бабочка, стрекоза, пчела.
Девочки рассказывают о насекомых.
Воспитатель: Какие насекомые самые вредные?
Дети: Муха, комар.
Девочки рассказывают о мухе, мальчики — о комаре.
Воспитатель: Какие насекомые самые полезные и почему?
Дети: Пчела.
Дети рассказывают о пчеле.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что насекомые издают свои звуки, мальчики у нас будут кузнечиками.
Дети: «Ц-ц-ц-ц-ц-ц».
Воспитатель: А девочки – бабочками.
Дети: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Воспитатель: Мальчики – комарики.
Дети: «З-з-з-з-з-з-з».
Воспитатель: Девочки – пчёлки.
Дети: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Воспитатель произносит звуки насекомых, а дети читают и показывают цифру.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем и покажем Фее цветов, как мы умеем называть ласково насекомых.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Муравей, муха, паук, пчела, жук, стрекоза.
Дети: Муравьишка, мушка, паучок, пчёлка, жучок, стрекозка.
Подвижная игра «Кто как передвигается».
Воспитатель (подаёт команду): Бабочка (летает), муравей (ползает), кузнечик (прыгает), комар (летает), жук (ползает).
Дети выполняют движения по команде.
Воспитатель: Дети, нам с вами дождь на страшен, а вот для маленьких насекомых каждая капля дождя кажется огромной: в ней и утонуть можно. Надо скорее насекомым-малышам прятаться по домам. Помогите им, ребята, пожалуйста.
Каждый ребёнок индивидуально выполняет графическое задание «Проведи дорожку к дому». Дети проводят линию-дорожку от каждого насекомого к его домику по цифрам от 1 до 5.
Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием, помогли насекомым найти свой дом. Скажите, что вам больше всего запомнилось?
Дети дают свои ответы.