Автор: Смольникова Елена Михайловна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка д/с №272» (г. Пермь).
Цель:
Обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности.
Задачи:
Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта, материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).
Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане (из чего состоит, как работает).
Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта для решения разных видов задач в условиях игрового взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Активизировать применение детьми опыта познавательной деятельности, в возможности изготовить вулкан и разбудить его. Учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.
Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия).
Интеграция познавательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Материал: книга, карта разрезанная на 4 части (с портретом капитана Врунгеля на 1 части), звуковая запись капитана, карточки с заданиями, сундук с предметами, материал для опыта, пластилин.
Ход деятельности:
— Ребята, а вы любите читать книги? В группе есть книжный уголок, а какие книги самые интересные? А мне нравятся энциклопедии, можно я посмотрю вашу?
Открывается воспитателем энциклопедия — падает лист бумаги (часть карты) на пол.
— Ой, ребята, вы не знаете что это? (рассмотреть). А как вы догадались? На что же это похоже, я вижу кусок Земли, по-моему, это остров на карте. А что вокруг острова? Давайте рассмотрим целую карту (это что — материки, давайте сосчитаем океаны, какие? Горы каким цветом выделены? А что выделено зелёным цветом? Знаете, как называется растительный мир? (флора) А животный мир земли? (фауна) А кому и зачем нужна карта? (с её помощью находят путь, направление) А вы когда-нибудь путешествовали? Вам помогала карта? В каких же случаях она нужна?
— У нас в руках целая карта или часть её? (ответы детей) Мне тоже кажется, что это только часть карты. Сможет ли она нам подсказать? А в углу чей-то портрет?
— А это — капитан Врунгель, путешественник на яхте под названием Беда. Для чего к вам попала часть карты? Это может быть послание кому либо. А вдруг, это тоже послание? Проверим? (поднести к магнитофону, включается запись голоса: «Йо-хо-хо, если вы меня слышите, значит моё послание попало в надежные руки. Пираты заточили меня в темницу, и отпустят, когда вы найдете заклинание, которое разбудит вулкан. Под вулканом вы найдете клад. Карта поможет вам его найти. Желаю вам успехов!»)
— Поможем капитану? Что нам надо найти? (заклинание, которое разбудит вулкан) А вы знаете, что такое вулкан? Что значит разбудить вулкан? Когда вулканы называют спящими? Ответы на эти вопросы мы найдем в путешествии.
— Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие, идти будем только по команде. Давайте посмотрим, есть ли на этой части карты подсказка (зеркало) А как нам до него дойти подскажут следы.
Боком, приставным шагом, держась за руки — мы идем по узкому краю ущелья. Звучит таинственная музыка.
— Наш первый привал: Перед вами лежат зеркала и карточки с зашифрованными словами, прочитать вы их сможете, только глядя через зеркало. Попробуем? Для этого задания вам нужно разделиться по парам (один держит зеркало — другой читает слово). Договоритесь, кто будет держать, а кто читать. (слова на карточках: материк, фауна, флора, остров, вулкан).
— А вы знаете, что такое вулкан? Я расскажу вам одну легенду о вулкане: «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», — со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами».
— На нашей карте, тоже есть вулканы, их даже обозначили красным треугольником, посмотрите.
— Молодцы! Вторую часть карты мы нашли. Пойдем дальше? Что подсказывает нам карта? (к сундуку)
Идем по канату пяточка — носочек (музыка).
— Второй привал, сундук, а вот и задание: Кто отгадает, что же в этом сундуке находится?
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
(компас)
Это круглый маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая показывает всегда на север.
С ним разведчику легко,
За врагами наблюдать:
Враг таится далеко,
А глядишь — рукой подать.
(бинокль)
Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далёких предметов двумя глазами, чтобы они стали ближе.
Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это? (карта)
Это чертеж поверхности Земли, на ней отмечены моря, дороги, города
— А этот предмет вы наверно не знаете. (Пемза – это вулканическое стекло)
— Нужны эти предметы в путешествии? Возьмем их с собой?
— Какая подсказка есть на этой части карты?
Прыгаем на правой ноге через болото.
— А вот и третий привал. Мы пришли по карте, а вулкана здесь нет, но я приготовила для вас картинки. Давайте рассмотрим, какие бывают вулканы.
— Посмотрите, это обычная гора, что у неё есть? (вершина, подножье, склон) Называется она спящий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (похож на пирамиду, конус). Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
— А это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом — это действующий вулкан.
— Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (на большую яму, воронку). Верно, а называется эта часть вулкана — кратер, это огромная чаша с крутыми склонами.
— Посмотрите, что находится внутри вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Огненный столб, по которому поднимается лава, называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
— А кто помнит, что нас просил сделать капитан Врунгель?
— Что же делать, если мы найдем заклинание, как же нам разбудить вулкан, которого нет?
— Кто помнит какой формы вулкан? Значит можно склеить из картона конус, это будет основание вулкана. Кто помнит, из чего течет лава? Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. (это будет кратер) А какого цвета вулкан? (разноцветный). Как сделать разноцветный? Нужно сделать шарик из пластилина, раздавить его между ладошками, а затем пальчиками размять, растянуть пошире. Замазать конус пластилином, чтобы было похоже на настоящий вулкан, помогайте мне.
— Вулкан готов, а кто помнит, что надо нам найти? (заклинание которое разбудит вулкан) Куда ведет последняя часть карты?
Идем по-гусиному через низкую пещеру.
— А вот и заклинание:
Пан — ман, пан — ман
Нужно разбудить вулкан.
Ложкой мерной соды взять
С красной краской размешать.
Аккуратно, без обмана
Всыпьте в кратер у вулкана.
Вы затем лимон возьмите
И на части разделите.
Руки крепкие у вас
Будем сок давить сейчас.
Слейте жидкость из стакана
В жерло вашего вулкана.
Пан — ман, Пан — ман
Просыпайся вулкан!
— Ребята, да ведь это рецепт. Давайте попробуем. Ложку соды кладем в кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, выжимаем лимон и…получилось!
— Ура, капитан спасен! Путешествие подошло к концу, вам понравилось? Мы освободили капитана Врунгеля, разбудив вулкан. Вы теперь много знаете о вулканах? Что нового узнали в нашем путешествии? А хотели бы узнать еще больше? Капитан Врунгель говорил о кладе, спрятанном под вулканом (книга о вулканах). Почему Врунгель назвал это кладом?