Цель: Систематизировать знания детей о процессе посадки растений.
Программные задачи:
Учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий;
Формировать практические навыки посадки растений;
Развивать умение выделять отличительные признаки растений (на примере семян гороха, фасоли, тыквы);
Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.
Ход деятельности:
Педагог: Ребята, поздоровайтесь с гостями! (Раздается стук в дверь). Наверное, еще один гость пришел.
Педагог заносит игрушку- зайчика. Зайка плачет.
— Что ты, Заинька, плачешь?
— Мне очень стыдно. Я у Маши и Медведя всю морковку съел. Они ее сажали…, а я – съел. Мне очень хочется исправить свой поступок, но моркови у меня больше нет! И я не знаю, что мне делать?!
— Ребята, как быть? Может быть мы поможем Зайке? Как? (Ответы детей).
— Не плачь, Зайка! Морковь и другие овощи можно вырастить.
— Но я не умею этого делать.
— Ничего страшного. Мы с ребятами тебя научим. Правда, ребята?! Посмотрите, что я вам сегодня принесла (Семена гороха, фасоли, тыквы). Это семена. Что это? (Ответы детей).
Это семена гороха (Показ семян). Какие они? (Круглые, желтые, сморщенные).
Педагог предлагает детям выбрать из предложенных семян – семена гороха.
— Семена какого растения вы взяли? (Ответы детей). Кладите их на тарелочку рядом с картинкой гороха. А это семена фасоли. Какие они? (продолговатые, белые, гладкие). Выберите семена фасоли и положите их на тарелочку рядом с картинкой фасоли. А вот это семена тыквы. Рассмотрите их. Какие они? (Плоские, белые, гладкие, с острым кончиком). Положите их рядом с картинкой тыквы. А у меня семена моркови. (Педагог высыпает семена моркови на тарелочку и предлагает детям их рассмотреть).
— А где же морковь? Что я Маше и Медведю понесу? А-а-а!
— Не плачь, Зайка! Лучше посмотри, что будет с этими семенами в земле. Мы сейчас с ребятами превратимся в крохотные семена.
Психогимнастика.
Посадили семена в землю. (Дети присаживаются).
Солнышко стало пригревать и семенам стало любопытно, кто же их ласкает? Робко-робко протянули они свои росточки и проклюнулись из-под земли. (Дети привстали).
Понравилось им солнышко. А тут и дождик пошел. Стали росточки расти, силу набирать. (Дети встали и вытянули ручки вверх).
— Понравилось вам быть семенами? А теперь давайте научим Зайку сажать настоящие семена.
Педагог предлагает детям пройти к столу, на котором разложены картинки с изображением процесса посадки семян. Обсуждение идет по следующему плану.
А. Цель – картинка растения. При обсуждении цели педагог спрашивает у детей, какие растения они будут выращивать.
Б. Предмет труда – картинки с изображением семян гороха, фасоли, тыквы.
В. Материал – картинка с изображением земли.
Г. Инструменты – картинка с изображением палочки для рыхления почвы и лейки.
Д. Трудовые действия — картинка с изображением ямки в земле, в которой лежит семя, и лейки. Опираясь на эту модель, дети говорят о том, что в земле надо сделать небольшую ямку, положить туда семя и полить.
Е. Результат труда – картинка проросших семян.
После обсуждения моделей, дети приступают к практической деятельности, которую сопровождают художественным словом.
В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В черную земельку,
В мягкую постельку.
(Вот и посеяли. Теперь польем.)
Ты, горошек, уродись,
Над землею поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!
Тыковка, ты уродись,
На гряде расположись,
Желтенькая, сладкая,
Поднимись над грядкою!
— Вот, теперь у нас настоящий огород на окне расти будет. А тебе, Заинька, мы подарим семена моркови, которые ты вырастешь на грядке у Медведя. На прощанье мы станцуем для тебя хоровод, который так и называется «Заинька».
С детьми проводится танец с элементами ритмопластики под песню «Ах ты, Заинька! Ах ты, серенький!» в исполнении коллектива «Иван Купала».