Конспект НОД в старшей группе «Город, в котором я живу»

Автор: Фаттиева Г.М., воспитатель МБДОУ «Детский сад №76» (Республика Татарстан, г. Нижнекамск)

Программное содержание:

1. Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города.

2. Расширять знания детей о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.

3. Совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь, закреплять правильное произношение поставленных звуков.

4. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу, чувство коллективизма.

Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, фон.

Предварительная работа:

— экскурсия в библиотеку, в музеи и в дом детского творчества;

— рассматривание альбомов и журналов о городе Нижнекамск;

— чтение стихотворений;

— беседа о городе Нижнекамск;

— ознакомление с альбомом «Татарские орнаменты».

Методические приемы:

— чтение стихотворений;

— рассматривание альбомов и иллюстраций;

— беседа-рассказ с использованием иллюстрационного материала;

— вопросы воспитателя;

— ответы детей;

— оказание помощи отвечающим детям;

— поощрения;

— разъяснение;

— инсценировка сказки;

— логоритмика – движения, сопровождаемые пением;

— рисование татарских узоров;

— поговорки и пословицы;

— музыкальное сопровождение.

Материалы и оборудование: иллюстрации, наборы открыток, фотографии Нижнекамска и заводов; звукозапись; предметы для разукрашивания из «папье-маше»; одежда и полумаски для сказки «Курочка Ряба»; выставка книг писателей и поэтов родного города; карта путешествий по городу; акварельные краски, банка с водой, салфетки, кисточки, подставки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.

Пальчиковая игра «С добрым утром»

— С добрым утром, глазки!

(поглаживаем веки)

— Вы проснулись?

(смотрим в бинокль)

— С добрым утром, ушки!

(поглаживаем уши)

— Вы проснулись?

(прикладываем ладони к ушам)

— С добрым утром, ручки!

(поглаживаем кисти рук)

— Вы проснулись?

(хлопки)

— С добрым утром, ножки!

(поглаживаем ноги)

— Вы проснулись?

(притопываем)

— С добрым утром, солнце!

(показываем)

— Я проснулась!

(голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться)

— Дети, мы с вами ходили на экскурсию по улицам нашего города, рассматривали альбомы. А сегодня мы будем беседовать о нашем городе. Садитесь на свои стульчики.

Регина читает стихотворение «Город мой родной – Нижнекамск».

Текст стихотворения:

В румяном солнечном восходе,

В сиянье радостных лучей,

Мечты и думы мне наводит

Мой город звонкий, как ручей.

Ах, Нижнекамск, родная сторона,

Встречаюсь я с тобою и прощаюсь.

Но ждет меня реки твоей волна,

Когда из дальних мест я возвращаюсь.

Чулман здесь брызги бьются в берега.

На них построен город мой зеленый.

В нем сила моя и мои снега,

Весна моя и в мир моя влюбленность.

— Ребята, что вы понимаете под словом «Родина»?

Ответы детей:

Родина – это моя тропинка!

Родина – это моя семья!

Родина – это наш детский сад!

Родина – это наша школа! (и.т.д.)

— Правильно, молодцы, ребята! Родина – это то, что нас окружает: это тропинка, по которой мы идем в детский сад, это земля, леса и поля. Все, что нас окружает, называется Родиной.

— Как называется страна, в которой мы живем?

— Наша страна – Россия!

— А как называется наш город?

— Наш город – Нижнекамск!

— А Нижнекамск, в какой республике находится?

— Наш город находится в республике Татарстан.

— Как вы думаете, почему наш город называется Нижнекамском?

— Потому что наш город расположен на берегу реки Кама.

— Дети, чем знаменит наш город?

— В нашем городе есть большие заводы – химический и шинный.

— Правильно вы сказали, ребята, в окружении деревьев раскинулись корпуса промышленного комплекса. (Воспитатель показывает фотографии.) Нижнекамск-Нефтехим выпускает товары народного потребления: моющие средства «Кама», «Афол», «Санол». Завод «Эластик» производит широкий ассортимент резиновой обуви, линолеум и каучук, а «Нижнекамскшина» выпускает автокамеры, шины, покрышки для автомобилей.

— Дети, каким был город раньше?

— Город был маленьким, с деревянными домами.

— Правильно, наш город был маленьким, с деревянными домами. (Воспитатель показывает фотографии.) Люди жили в вагончиках и бараках.

— Каким город стал теперь?

— Наш город – чистый, красивый, благоустроенный.

— Нижнекамск – город молодой. Он расположился просторно: широкие улицы, тенистые аллеи, уютные скверы, много деревьев и кустарников, а летом еще и цветов. Наш город стал культурной столицей Поволжья.

— Давайте, ребята, вспомним пословицы о Родине.

1. Чужая страна серебра полна, а все же дороже родная сторона.

2. Если Родина живет, то герой не пропадет.

3. Без Родины милой будешь птицей бескрылой.

— Дети, перед вами план-схема культурных мест нашего города. Мы будем путешествовать по городу.

— Что вы видите здесь?

— Это библиотека.

— Ребята, а вы помните, как с вами ходили на экскурсию в библиотеку?

— Да!

— Кто работает в библиотеке?

— В библиотеке работает библиотекарь.

— Что мы видели в библиотеке? Давайте вспомним.

— В библиотеке много книг.

— Книги разложены по стеллажам.

— Работает выставка детских книг.

— В библиотеке есть детская поляна, там детей встречает мишка со своими книгами.

— Ребята, а какую работу выполняет библиотекарь?

— Библиотекарь выдает книги. Сначала заполняет карточку, только тогда можно взять книги домой. В читальном зале очень тихо, потому что там взрослые читают книги, газеты, журналы.

— Дети, а вы любите книги? Чем они вам нравятся? Чему нас учат книги?

— Книги бывают разные, с красивыми картинками. Можно книжку читать по рисункам. Из книги мы узнаем о животных и растениях. Книги нас учат правильно жить, воспитанно себя вести, уважать и слушаться взрослых.

— Главное, ребята, книги нас учат любить Родину и своих близких. Из книг мы получаем много знаний. Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением поэта нашего города Александра Воеводина, которое называется «В родном Татарстане».

Текст стихотворения:

Прекрасно на Каме, в родном Татарстане!

Плывешь по реке, видишь, как на экране:

Межуются рощи, леса и дубравы,

Посевы хлебов на равнине и травы.

Средь этих красот города есть, конечно.

Но нравится нам Нижнекамск бесконечно!

Его здесь, на Каме, построили сами

Девчата и парни своими руками.

Уютно живется теперь в Нижнекамске:

Проспекты, бульвары здесь будто бы в сказке.

Растет и мужает красавец на Каме,

Обласканный солнцем, овеян ветрами.

— Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Ответы детей.)

— А сейчас подойдите поближе. Здесь организована выставка поэтов и писателей нашего города и района.

Воспитатель рассказывает детям о выставке и показывает книги:

– Это сборник стихотворений поэта В. Валиева.

– Вот эту красочную книгу для детей написал К. Гильмуллин

– Это сборник стихов В. Леушкина. Его стихи посвящены, в основном, нашему городу и его труженикам.

– Все книги, которые собраны на этой выставке, написаны писателями и поэтами нашего города.

— Продолжим путешествие по городу. Следующий пункт – театр.

— Дети, какие виды театров вы знаете?

— Кукольный театр.

— Пальчиковый театр.

— Теневой и настольный театры.

— В нашей группе мы тоже организовали свою театральную студию, которая называется «Березка». Сегодня мы покажем для наших гостей сказку «Курочка Ряба».

(Дети вместе с воспитателем инсценируют сказку.)

— Молодцы! Спасибо, ребята. Давайте продолжим наше путешествие! Следующий пункт –дом детского творчества.

— Как вы думаете, что же дети там делают? Чем дети занимаются в доме творчества?

— Дети ходят на разные кружки. Некоторые посещают танцевальный кружок, одни поют в хоре, другие ходят на рисование.

— Да, молодцы, ребята! Как вы правильно догадались, название говорит само за себя: в доме творчества дети развивают свои творческие способности.

— А сейчас давайте мы с вами отдохнем.

Пальчиковая игра «Дом на горе»

На горе мы видим дом.

(Кисти рук сложить «домиком».)

Много зелени кругом.

(Волнообразные движения кистями рук.)

Вот – деревья, вот – кусты.

(Руками показать «деревья» и «кусты».)

Вот – душистые цветы.

(Пальцами показать «бутон».)

Окружает все забор.

(Пальцами показать «забор».)

За забором чистый двор.

(Погладить ладонями стол.)

Мы ворота открываем,

(Кистями рук показать «ворота».)

К дому быстро подбегаем.

(Пальцами «пробежаться» по столу.)

В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»

(Постучать кулаками по столу.)

Кто-то к нам идет на стук…

(Ладонь приставить к правому уху, как будто прислушиваясь.)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли!

(Вытянуть руки вперед, как будто протягивая что-то.)

— Продолжим путешествие. Обратите внимание на следующий пункт. Это музей. Подходим к выставке. Встали удобно, друг другу не мешаем. Здесь выставлены работы мастеров татарского народа. Что вы здесь видите?

Ответы детей: Фартук, тюбетейка, читек, калфак, башмаки, поднос, чашка, пиала, молочник.

— Ребята, все эти предметы украшены татарскими узорами. А какие элементы татарского узора здесь показаны?

— Эти предметы украшены веточками, листьями, тюльпанами, дугами и волнистыми линиями.

— Ребята, давайте, мы тоже внесем свой вклад в музей. Садитесь на свои места. Сели красиво, спинки выпрямили. Сегодня мы закончим работы, которые начали делать на прошлых занятиях. У каждого лежат на столе одинаковые предметы.

— Регина, что у тебя на столе лежит?

— Это фартук.

— Алия, скажи, какой предмет у тебя?

— Это читек.

— Лена, а у тебя?

— А у меня калфак.

(Каждый ребенок должен дать свой ответ.)

— На каком фоне ты будешь рисовать. Женя?

— У меня платок, а фон зеленый.

— Илья, а у тебя какой фон?

— У меня чашка синего цвета.

— Айрат, какими красками ты будешь пользоваться больше всего?

— Я буду украшать молочник с тюльпаном, буду рисовать красной и зеленой краской.

— Миша, а ты какой краской будешь рисовать? Какие цвета лучше подбирать?

— Я буду дуги рисовать синим цветом.

— Будьте внимательны и аккуратны во время работы. Когда будете брать краски, не забудьте намочить кисточки, а лишнюю воду оставляйте по краям баночки. Сидите красиво, следите за осанкой, сильно не наклоняйтесь. (Индивидуальный подход воспитателя во время работы.)

— Если вы, ребята, закончили свои работы, несите вот сюда. Мы покажем наши работы детям из других групп, пусть они тоже посмотрят. Какие красивые и узорчатые тюбетейка, фартук, платок, калфак и читек у вас получились. Молодцы, ребята, хорошо постарались!

— А теперь послушайте стихотворение:

Да можно ли край мой пером описать

Иль кистью его на холсте набросать?

Найдется ли в мире художник такой,

Чтоб мог передать он своею рукой

Красу Нижнекамска, Чулман ему мать?

Боюсь, что художника мне не сыскать!

— Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?

— Мы познакомились с культурными местами нашего города.

— Правильно. Но это маленькая часть того, что есть в нашем городе. А самое главное – люди, руками которых созданы все эти богатства. Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. Оно поможет вам лучше узнать наш город и полюбить его еще больше.

— Молодцы, ребята! Все старались! Умницы!

Дети выходят из зала под музыкальное сопровождение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *