Автор: Фаттиева Г.М., воспитатель МБДОУ «Детский сад №76» (Республика Татарстан, г. Нижнекамск)
Программное содержание:
1. Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города.
2. Расширять знания детей о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.
3. Совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь, закреплять правильное произношение поставленных звуков.
4. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу, чувство коллективизма.
Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, фон.
Предварительная работа:
— экскурсия в библиотеку, в музеи и в дом детского творчества;
— рассматривание альбомов и журналов о городе Нижнекамск;
— чтение стихотворений;
— беседа о городе Нижнекамск;
— ознакомление с альбомом «Татарские орнаменты».
Методические приемы:
— чтение стихотворений;
— рассматривание альбомов и иллюстраций;
— беседа-рассказ с использованием иллюстрационного материала;
— вопросы воспитателя;
— ответы детей;
— оказание помощи отвечающим детям;
— поощрения;
— разъяснение;
— инсценировка сказки;
— логоритмика – движения, сопровождаемые пением;
— рисование татарских узоров;
— поговорки и пословицы;
— музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование: иллюстрации, наборы открыток, фотографии Нижнекамска и заводов; звукозапись; предметы для разукрашивания из «папье-маше»; одежда и полумаски для сказки «Курочка Ряба»; выставка книг писателей и поэтов родного города; карта путешествий по городу; акварельные краски, банка с водой, салфетки, кисточки, подставки.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.
Пальчиковая игра «С добрым утром»
— С добрым утром, глазки!
(поглаживаем веки)
— Вы проснулись?
(смотрим в бинокль)
— С добрым утром, ушки!
(поглаживаем уши)
— Вы проснулись?
(прикладываем ладони к ушам)
— С добрым утром, ручки!
(поглаживаем кисти рук)
— Вы проснулись?
(хлопки)
— С добрым утром, ножки!
(поглаживаем ноги)
— Вы проснулись?
(притопываем)
— С добрым утром, солнце!
(показываем)
— Я проснулась!
(голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться)
— Дети, мы с вами ходили на экскурсию по улицам нашего города, рассматривали альбомы. А сегодня мы будем беседовать о нашем городе. Садитесь на свои стульчики.
Регина читает стихотворение «Город мой родной – Нижнекамск».
Текст стихотворения:
В румяном солнечном восходе,
В сиянье радостных лучей,
Мечты и думы мне наводит
Мой город звонкий, как ручей.
Ах, Нижнекамск, родная сторона,
Встречаюсь я с тобою и прощаюсь.
Но ждет меня реки твоей волна,
Когда из дальних мест я возвращаюсь.
Чулман здесь брызги бьются в берега.
На них построен город мой зеленый.
В нем сила моя и мои снега,
Весна моя и в мир моя влюбленность.
— Ребята, что вы понимаете под словом «Родина»?
Ответы детей:
Родина – это моя тропинка!
Родина – это моя семья!
Родина – это наш детский сад!
Родина – это наша школа! (и.т.д.)
— Правильно, молодцы, ребята! Родина – это то, что нас окружает: это тропинка, по которой мы идем в детский сад, это земля, леса и поля. Все, что нас окружает, называется Родиной.
— Как называется страна, в которой мы живем?
— Наша страна – Россия!
— А как называется наш город?
— Наш город – Нижнекамск!
— А Нижнекамск, в какой республике находится?
— Наш город находится в республике Татарстан.
— Как вы думаете, почему наш город называется Нижнекамском?
— Потому что наш город расположен на берегу реки Кама.
— Дети, чем знаменит наш город?
— В нашем городе есть большие заводы – химический и шинный.
— Правильно вы сказали, ребята, в окружении деревьев раскинулись корпуса промышленного комплекса. (Воспитатель показывает фотографии.) Нижнекамск-Нефтехим выпускает товары народного потребления: моющие средства «Кама», «Афол», «Санол». Завод «Эластик» производит широкий ассортимент резиновой обуви, линолеум и каучук, а «Нижнекамскшина» выпускает автокамеры, шины, покрышки для автомобилей.
— Дети, каким был город раньше?
— Город был маленьким, с деревянными домами.
— Правильно, наш город был маленьким, с деревянными домами. (Воспитатель показывает фотографии.) Люди жили в вагончиках и бараках.
— Каким город стал теперь?
— Наш город – чистый, красивый, благоустроенный.
— Нижнекамск – город молодой. Он расположился просторно: широкие улицы, тенистые аллеи, уютные скверы, много деревьев и кустарников, а летом еще и цветов. Наш город стал культурной столицей Поволжья.
— Давайте, ребята, вспомним пословицы о Родине.
1. Чужая страна серебра полна, а все же дороже родная сторона.
2. Если Родина живет, то герой не пропадет.
3. Без Родины милой будешь птицей бескрылой.
— Дети, перед вами план-схема культурных мест нашего города. Мы будем путешествовать по городу.
— Что вы видите здесь?
— Это библиотека.
— Ребята, а вы помните, как с вами ходили на экскурсию в библиотеку?
— Да!
— Кто работает в библиотеке?
— В библиотеке работает библиотекарь.
— Что мы видели в библиотеке? Давайте вспомним.
— В библиотеке много книг.
— Книги разложены по стеллажам.
— Работает выставка детских книг.
— В библиотеке есть детская поляна, там детей встречает мишка со своими книгами.
— Ребята, а какую работу выполняет библиотекарь?
— Библиотекарь выдает книги. Сначала заполняет карточку, только тогда можно взять книги домой. В читальном зале очень тихо, потому что там взрослые читают книги, газеты, журналы.
— Дети, а вы любите книги? Чем они вам нравятся? Чему нас учат книги?
— Книги бывают разные, с красивыми картинками. Можно книжку читать по рисункам. Из книги мы узнаем о животных и растениях. Книги нас учат правильно жить, воспитанно себя вести, уважать и слушаться взрослых.
— Главное, ребята, книги нас учат любить Родину и своих близких. Из книг мы получаем много знаний. Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением поэта нашего города Александра Воеводина, которое называется «В родном Татарстане».
Текст стихотворения:
Прекрасно на Каме, в родном Татарстане!
Плывешь по реке, видишь, как на экране:
Межуются рощи, леса и дубравы,
Посевы хлебов на равнине и травы.
Средь этих красот города есть, конечно.
Но нравится нам Нижнекамск бесконечно!
Его здесь, на Каме, построили сами
Девчата и парни своими руками.
Уютно живется теперь в Нижнекамске:
Проспекты, бульвары здесь будто бы в сказке.
Растет и мужает красавец на Каме,
Обласканный солнцем, овеян ветрами.
— Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Ответы детей.)
— А сейчас подойдите поближе. Здесь организована выставка поэтов и писателей нашего города и района.
Воспитатель рассказывает детям о выставке и показывает книги:
– Это сборник стихотворений поэта В. Валиева.
– Вот эту красочную книгу для детей написал К. Гильмуллин
– Это сборник стихов В. Леушкина. Его стихи посвящены, в основном, нашему городу и его труженикам.
– Все книги, которые собраны на этой выставке, написаны писателями и поэтами нашего города.
— Продолжим путешествие по городу. Следующий пункт – театр.
— Дети, какие виды театров вы знаете?
— Кукольный театр.
— Пальчиковый театр.
— Теневой и настольный театры.
— В нашей группе мы тоже организовали свою театральную студию, которая называется «Березка». Сегодня мы покажем для наших гостей сказку «Курочка Ряба».
(Дети вместе с воспитателем инсценируют сказку.)
— Молодцы! Спасибо, ребята. Давайте продолжим наше путешествие! Следующий пункт –дом детского творчества.
— Как вы думаете, что же дети там делают? Чем дети занимаются в доме творчества?
— Дети ходят на разные кружки. Некоторые посещают танцевальный кружок, одни поют в хоре, другие ходят на рисование.
— Да, молодцы, ребята! Как вы правильно догадались, название говорит само за себя: в доме творчества дети развивают свои творческие способности.
— А сейчас давайте мы с вами отдохнем.
Пальчиковая игра «Дом на горе»
На горе мы видим дом.
(Кисти рук сложить «домиком».)
Много зелени кругом.
(Волнообразные движения кистями рук.)
Вот – деревья, вот – кусты.
(Руками показать «деревья» и «кусты».)
Вот – душистые цветы.
(Пальцами показать «бутон».)
Окружает все забор.
(Пальцами показать «забор».)
За забором чистый двор.
(Погладить ладонями стол.)
Мы ворота открываем,
(Кистями рук показать «ворота».)
К дому быстро подбегаем.
(Пальцами «пробежаться» по столу.)
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»
(Постучать кулаками по столу.)
Кто-то к нам идет на стук…
(Ладонь приставить к правому уху, как будто прислушиваясь.)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли!
(Вытянуть руки вперед, как будто протягивая что-то.)
— Продолжим путешествие. Обратите внимание на следующий пункт. Это музей. Подходим к выставке. Встали удобно, друг другу не мешаем. Здесь выставлены работы мастеров татарского народа. Что вы здесь видите?
Ответы детей: Фартук, тюбетейка, читек, калфак, башмаки, поднос, чашка, пиала, молочник.
— Ребята, все эти предметы украшены татарскими узорами. А какие элементы татарского узора здесь показаны?
— Эти предметы украшены веточками, листьями, тюльпанами, дугами и волнистыми линиями.
— Ребята, давайте, мы тоже внесем свой вклад в музей. Садитесь на свои места. Сели красиво, спинки выпрямили. Сегодня мы закончим работы, которые начали делать на прошлых занятиях. У каждого лежат на столе одинаковые предметы.
— Регина, что у тебя на столе лежит?
— Это фартук.
— Алия, скажи, какой предмет у тебя?
— Это читек.
— Лена, а у тебя?
— А у меня калфак.
(Каждый ребенок должен дать свой ответ.)
— На каком фоне ты будешь рисовать. Женя?
— У меня платок, а фон зеленый.
— Илья, а у тебя какой фон?
— У меня чашка синего цвета.
— Айрат, какими красками ты будешь пользоваться больше всего?
— Я буду украшать молочник с тюльпаном, буду рисовать красной и зеленой краской.
— Миша, а ты какой краской будешь рисовать? Какие цвета лучше подбирать?
— Я буду дуги рисовать синим цветом.
— Будьте внимательны и аккуратны во время работы. Когда будете брать краски, не забудьте намочить кисточки, а лишнюю воду оставляйте по краям баночки. Сидите красиво, следите за осанкой, сильно не наклоняйтесь. (Индивидуальный подход воспитателя во время работы.)
— Если вы, ребята, закончили свои работы, несите вот сюда. Мы покажем наши работы детям из других групп, пусть они тоже посмотрят. Какие красивые и узорчатые тюбетейка, фартук, платок, калфак и читек у вас получились. Молодцы, ребята, хорошо постарались!
— А теперь послушайте стихотворение:
Да можно ли край мой пером описать
Иль кистью его на холсте набросать?
Найдется ли в мире художник такой,
Чтоб мог передать он своею рукой
Красу Нижнекамска, Чулман ему мать?
Боюсь, что художника мне не сыскать!
— Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?
— Мы познакомились с культурными местами нашего города.
— Правильно. Но это маленькая часть того, что есть в нашем городе. А самое главное – люди, руками которых созданы все эти богатства. Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. Оно поможет вам лучше узнать наш город и полюбить его еще больше.
— Молодцы, ребята! Все старались! Умницы!
Дети выходят из зала под музыкальное сопровождение.