Автор: Светенко Инна Алексеевна, воспитатель II квалификационной категории МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» (г. Новочеркасск, Ростовская область)
Предполагаемый результат:
— Дети называют свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, цветная, мокрая, теплая, отражает);
— Рассказывают, для чего людям нужна вода (пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т.д.);
— Знают, что нельзя трогать руками горячую воду и кипяток – это опасно для здоровья.
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
— Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, мокрая, теплая, отражает, замерзает);
— Формировать представления детей о воде, как о нашей помощнице (она нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т.д.).
Развивающие:
— Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (мокрая, прозрачная, льется, отражает, без запаха);
— Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности;
— Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОСТ ДО: «Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с направлением «Речевое развитие» (РР).
Методы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо-экспериментальной деятельности, просмотр мультимедийной презентации.
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова.
Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа:
— В ходе совместной деятельности задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей.
— Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования по их потребностям.
Оборудование и материалы: большая емкость с водой (таз); пластиковые баночки (по количеству детей); камешки (по количеству детей); кисти (по количеству детей); гуашь четырех цветов (красная, желтая, зеленая, синяя); салфетки бумажные (по количеству детей); мультимедийная презентация «Для чего нужна вода?»; формочки разной формы (по количеству детей); кувшин с водой.
Предварительная работа:
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Вода | Дидактические упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п. | Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. | Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. |
«Водичка, водичка» | Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. | Режимные моменты | |
«Напоим кукол» | Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | Часть занятия | |
«Чистые ручки» | Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Игра | |
«Помощники» | Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. | Режимные моменты | |
«Теплая – холодная» | Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. | Часть занятия | |
Чтение художественной литературы): 3. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая».Разучивание наизусть потешек (см. Хрестоматию для малышей).Ситуативный разговор: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Зачем нужна вода».Дидактические игры: «Теплый – холодный», «Кто где живет».Подвижные игры: «Капельки и тучка», «Солнышко и дождик».Игры с водой и песком.Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений.Рассматривание иллюстраций из цикла «Волшебница Вода». |
Содержание | Решаемые задачи | ОО |
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! Поздоровайтесь с ними.Дети здороваются.Воспитатель: Сегодня у нас в гостях еще одна гостья, а вот кто это вы поймете, прослушав стихотворение:«Она прозрачная, без цвета,Она без запаха всегда.И мы, конечно, знаем – этоПринцесса жидкостей …Дети: Вода.Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу. | ||
На столе стоит большая емкость с водой. Дети и воспитатель располагаются вокруг нее.Воспитатель: Посмотрите внимательно, кого вы видите в воде?Дети: Мы видим себя.Воспитатель: Правильно, вы увидели свое отражение. Хоровое и индивидуальное повторение слова «отражение».Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что в воде можно увидеть свое отражение, а что же еще можно увидеть в воде?Ответы детей. | Формировать представления детей о свойствах воды (отражает). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
Воспитатель выставляет перед каждым ребенком баночку и наливает в нее воду.Воспитатель: Скажите, что я сейчас делаю?Дети: Наливаете воду.Воспитатель: А вода что делает?Дети: Льется, переливается из кувшина в баночку.Хоровое и индивидуальное повторение слова «льется». | Формировать представления детей о свойствах воды (льется). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
Воспитатель: Ребята, вы видите перед собой камешки. Возьмите и опустите их в баночку с водой.Дети выполняют задание самостоятельно.Воспитатель: Скажите, камешки плавают или опустились на дно баночки?Дети: Камешки опустились на дно баночки, они тяжелые.Воспитатель: Вы правы. Ребята, посмотрите через стенки баночки, что вы видите в воде?Дети: Мы видим в воде камешки.Воспитатель: А теперь посмотрите в воду сверху. Что вы видите?Дети: Мы видим камешки на дне баночки.Воспитатель: Почему мы видим с вами камешки, когда смотрим в воду?Дети: Потому что вода прозрачная, сквозь нее все видно.Хоровое и индивидуальное повторение слова «прозрачная». | Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
Воспитатель: Ребята, достаньте камешки из воды и положите их на поднос.Дети выполняют задание самостоятельно.Воспитатель: Мы окунули свои пальчики в воду, какими они стали?Дети: Они стали мокрыми и камешки стали мокрыми.Воспитатель: Значит, вода какая?Дети: Вода мокрая.Индивидуальное закрепление слова «мокрая».Воспитатель: А теперь промокните мокрые пальчики салфеткой, какими они стали?Дети: Пальцы стали сухими.Воспитатель: А салфетка стала какой?Дети: А салфетка стала мокрой. | Формировать представления детей о свойствах воды (мокрая). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
В: Когда вы вынимали камешек из воды, какая была вода теплая или холодная?Дети: Вода была теплая.Воспитатель: Если люди ставят чайник на плиту, чтобы подогреть в нем воду для чаепития, какая вода становится в чайнике?Дети: Вода в чайнике станет горячей, кипяток.Воспитатель: Скажите, воду из чайника, который только что закипел, можно трогать?Дети: Такую воду трогать нельзя, можно обжечься, обвариться и попасть в больницу. | Формировать представления детей о свойствах воды (теплая). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | ПР |
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет вода в вашей баночке? Давайте ее понюхаем.Дети: Вода не пахнет ничем.Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что вода не имеет запаха.Индивидуальное закрепление понятия «не имеет запаха». | Формировать представления детей о свойствах воды (без запаха). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
Воспитатель: Ребята, для чего людям нужна вода?Дети: Вода нужна, чтобы пить, купаться, стирать белье (и т.д.).Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть на экране, как мы с вами в детском саду используем воду.Просмотр слайд-шоу «Для чего нужна вода?». Воспитатель вместе с детьми сопровождает просмотр стихами.Воспитатель: Как вы думаете, можем мы с вами прожить без воды?Дети: Нет, без воды не прожить, ее надо беречь, кран всегда закрывать. | Формировать представления детей о том, что вода наша помощница. Активизировать речь детей. Воспитывать бережное отношение к воде. | ПР РР ПР |
Воспитатель: Ребята, вода в наших баночках имеет цвет?Дети: Нет.Воспитатель: А что произойдёт, если мы добавим в воду краску?Дети: Она окрасится, станет цветной и яркой.Воспитатель: Проверим? Возьмите кисточку, наберите на кисточку краску и размешайте ее в воде.Дети выполняют задание самостоятельно.Воспитатель: Посмотрите, что за чудо? Что у нас произошло?Дети: Вода стала цветная – желтая, красная, зеленая, синяя.Воспитатель: Арина, в какой цвет у тебя окрасилась вода? А твоя, Максим?Ответы детей.Воспитатель: Ребята, как вы хорошо знаете цвета! Мы с вами превратили прозрачную воду в цветную. Значит, воду можно окрасить в любой цвет. | Формировать представления детей о свойствах воды (окрашивается). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
Воспитатель: Что случится с водой, если ее поставить в холодильник и заморозить?Дети: Она станет холодной, замёрзнет, превратится в лед.Воспитатель: Интересно, а если мы заморозим нашу цветную воду, что получится?Дети: Получится цветной лед.Воспитатель: Проверим? Сейчас мы перельем цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая.Дети выбирают формочки по желанию и выполняют задание самостоятельно.Если вода прольется, воспитатель предлагает промокнуть «лужицу» салфеткой.Воспитатель: Теперь отправим наши формочки в холодильник.Физкультминутка. | Формировать представления детей о свойствах воды (замерзает). | ПР |
Воспитатель: Принесла я вам наши формочки. Потрогайте и скажите, что произошло с водой? Дети: Она замерзла, превратилась в лед.Воспитатель: Лед какой?Дети: Лед цветной, холодный, твердый.Воспитатель: Что такое лед?Дети: Лед – это вода, которая замерзла.Воспитатель: Давайте вынем цветные льдинки из формочек и пойдем украшать ими нашу ёлку во дворе, чтобы было красиво и все люди радовались. |
Формировать представления детей о свойствах воды (замерзает). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. | ПР РР |
Приложение:
Физкультминутка «Зима»
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)
***
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
(Топают ногами.)
И ладошками похлопать.
(Хлопают себя ладонями по плечам.)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
(Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками
(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме.
(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся на свои места.)
Фотографии: