Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) с детьми второй группы раннего возраста «Зимняя прогулка в лес»

Автор: Рябчикова Александра Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 10 (Гусь-Хрустальный район, п. Красное Эхо).

Цель: учить основам взаимодействия с природой.

Задачи:

Обучающие: учить внимательно слушать и наблюдать, при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных.

Развивающие: формировать представление об отличительных признаках зимнего сезона; развивать умение различать количество предметов (один-много), называть местоположение предмета.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным.

Предварительная работа с детьми:

Наблюдение за изменениями погоды на прогулке;

Просмотр видеосюжетов про животных в зимнем лесу;

Рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Дикие животные»;

Чтение художественной литературы по теме;

Беседы: «Птицы зимой», «Как зимуют дикие звери», «О зиме»; д/и: «Кто где живет?», «Кто что ест?»;

Обучение умению различать количество предметов (один-много) и двигаться в определенном направлении по сигналу, называть местоположение предмета.

Взаимодействие с другими видами деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Демонстрационный материал и оборудование: игрушка снеговик, корзина с муляжами (моркови, рыбки, орехов, ягод), снежинки по количеству детей, простыня, вата, искусственные ёлки, бусы, игрушки (животных, сороки), угощение для детей.

Взаимодействия с семьями воспитанников: изготовление атрибутов: сорока, бусы для сороки, снеговик, снежинки.

Предметно-развивающая среда: магнитофон, «полянка в лесу».

Музыкальное сопровождение.

Этапы деятельности Содержание Время проведения
Процесс вовлечения в деятельность Воспитатель приглашает  детей в группу и предлагает улыбнуться друг другу и гостям. Психологическая гимнастика «Добрый день» См. приложение №1. 2 мин
Процесс целеполагания Ребята, сегодня к нам в гости пришёл снеговик! Поздоровайтесь со снеговиком. (дети здороваются) — Снеговик сказал мне, что сорока рассказала: зверям зимой в лесу не только холодно, но и голодно. — Снеговик говорит, что когда сорока улетала, она уронила бусы. Нужно ей их передать. — Смотрите, ребята, какие бусы принёс снеговик блестящие, красивые, разноцветные (воспитатель показывает бусы детям) — Рассмотрите бусы, какие они? — Нужно помочь сороке, передать, вернуть бусы. — Вот эти бусы и угощение мы возьмем с собой и отправимся в лес. 1 мин
Процесс проектирования -Ребята, а на чем же можно добраться до леса? (ответы детей) Воспитатель: А на поезде можно? Хотите? Тогда, поехали. В лесу холодно, морозно. — Ребята, а как нужно одеться, чтобы не замёрзнуть? (Тепло) — Давайте и мы с вами оденемся потеплее. Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку». См. приложение№ 2. Вот мы и оделись. — Снеговик, а ты дождись нас здесь, мы вернёмся и всё тебе расскажем. Дети строятся «паровозиком» и начинают движение, под музыку: «Паровозик чух-чух-чух» 1 мин
Процесс осуществления действий — Дети, вот мы с вами и приехали в зимний лес. Здравствуй лес, чудесный лес, Полон сказок и чудес. Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь — мы пришли. — Какай красивый  зимний лес, все покрыто белым снегом. — Сколько в лесу деревьев? — Ребята, что вы видите на полянке? (ёлочки) — Какие ёлочки? (зелёные, колючие, большие и маленькие) — Сколько их? (много) — Ребята, а что лежит на веточках? (снежинки) — Сколько снежинок? (много) — Возьмите в руки по одной снежинке. — Какие снежинки? (белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые) — Сколько снежинок у тебя в руке? (одна) — А на ёлочках ни одной. — Ребята, давайте покружимся все как снежинки. Игровое упражнение на развитие положительных эмоций «На полянку, на лужок». См. приложение №3. — Положите снежинки под ёлочку. — Сколько ты положил снежинок? (ответы детей) — А сколько стало под ёлочкой? (много). — Кто-то там прячется за елочкой. Хитрая плутовка, рыжая головка. Мех пушистый — краса. А зовут её?…(Лиса) — Какая лисичка? (рыжая, хитрая…) — Посмотрите, ребятки, какой большой и пушистый хвост. — Лисичка, не видала ли ты сороку? Лисичка говорит, что не видала. — А тебе мы, лисичка, рыбку принесли. — Давайте вместе скажем лисичке «до свидания» и пойдем дальше. — Интересно, кто здесь прячется под ёлкой? А там… Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку? — Кто это?(Зайка) Здороваются с зайцем, рассматривают. — Какого цвета шубка? (Белого) — Потрогайте, какая она? (Мягкая, теплая, пушистая) — Какие у зайки уши? (Длинные) — А какой хвостик? (короткий) — Зайка, а ты не видал сороку? — Нет, ребятки зайка не видел сороку. Скучно зайке одному, давайте с ним поиграем. Пальчиковая игра с движениями «Зайки-хохотушки» См. приложение№4 — А тебе, зайка, мы морковку принесли. Давайте вместе скажем зайке до свидания и пойдем дальше. — Ой, ребятки, а это кто на дереве сидит? Сама мала, шубка пышна, В дупле живёт, орешки грызёт? (Белка) — Здравствуй, белочка!  — Посмотрите, ребята, какие у неё уши с кисточками. — Какой хвост? (большой, пушистый) — Погладьте белку. (Шубка рыженькая, теплая, пушистый хвост) — Белочка, не видала ты сороку? — Нет, дети, не видала белочка сороку. Угостим её орешками и пойдем дальше. — А здесь, ребятки, слышите, кто-то похрапывает? Кто мохнатый и большой. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает? — Правильно, медведь. Да, он спит в берлоге всю зиму и конечно сороку мишка не видал. Давайте потихоньку, расскажем ему стихотворение. Стихотворение с движениями «Как на горке». См. приложение№5 — Давайте оставим ягоды в снегу, а весной мишка проснётся и скушает их! — И пойдемте дальше искать Сороку. Кто сидит здесь и  стрекочет – Рассказать нам новость хочет? (Сорока) — Здравствуй, Сорока! Воспитатель обращается к сороке. — Какая ты нарядная, посмотрите, ребята. У сороки по бокам перышки совсем белые, голова и крылья – черные, хвост тоже черный. — О чём ты трещишь на весь лес? Сорока говорит, что потеряла свои красивые бусы. — Вот и нашли мы хозяйку наших бус. Она любит всё красивое и блестящее. Сорока, твои бусы нашёл снеговик. И велел нам передать их тебе. — Ой, ребятки, где же бусы? Почему их нет? — А бусы и рассыпались. Что же нам делать, как сороку успокоить? Давайте поможем Сороке. Возьмите каждый по бусине и наденьте на верёвочку. Какого цвета твоя бусина? (Дети отвечают на вопросы и делают бусы.) — Вот тебе, Сорока, красивые бусы. — Дети, сорока обрадовалась и захотела с вами поиграть. Игра с движениями «Сорока белобока» См. приложение№6 — А теперь, пора нам возвращаться домой. До свидания, Сорока. — Ребята, давайте сядем в вагончики и поедем обратно домой. Дети строятся «паровозиком» и начинают движение. — Вот мы с вами и вернулись в свой детский сад. На этом, наша с вами прогулка закончилась. — Снимайте тёплую одежду, ребята! (Дети имитируют снимание штанишек, куртки, шапки, валенок, варежек.) — Ой, посмотрите, а снеговик нас ждет. Давайте расскажем ему, где мы были. 10 мин
Рефлексия — Дети, а где мы с вами были? (В лесу) — Вам понравилась прогулка в лес? (ответы детей) — Кому мы вернули бусы? (Сороке) — А кого в лесу встретили (зайца, медведя, лису, и белку) — Чем мы угостили животных? (ответы детей) — Мы помогли сороке? (ответы детей) — Молодцы, дети, вы в лесу: не шумели, никого из животных не обижали, а наоборот помогали, были внимательными, добрыми, заботливыми и отзывчивыми. За это вас снеговик, угощает леденцами (чупа-чупсами). — Давайте скажем гостям, до свидания! «Птиц, зверей оберегай И всегда им помогай! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить»  

Используемая литература:

1. ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Пилотный вариант. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014

2. Гербова В.В. Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада. -2-е изд., перераб.- М.; Просвещение,1986.

3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт. Сост О.П. Власенко (и др.). — Волгоград: Учитель, 2012.

4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного: в мире природы: программ.-метод.

6. Интернет.

Приложения

№1. Психологическая гимнастика «Добрый день»

Добрый день, весёлый час!

Очень рады видеть Вас!

Ребятки, вы друг к другу

повернитесь,

И все вместе, улыбнитесь!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

№2. Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку»

Очень холодно зимой

(дети скрещивают руки на груди, и похлопывая себя по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой

(ходьба на месте)

На наших малышек,

Наденем штанишки.

Мы наденем шубки,

(Проводят ладонями от плеч до груди вниз)

Мы наденем шапки,

(руками поглаживаем голову)

Мы наденем шарфики,

(поглаживают шею поочередно каждой ладошкой)

И еще на ручки,

(поглаживают руки как бы надевают рукавички)

Теплые, пушистые,

Крошки – рукавички

И на ножки маленькие

(выставляют ногу на пяточку сначала одну, потом другую)

Мы наденем валенки!

№3. Игровое упражнение на развитие положительных эмоций

«На полянку, на лужок»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

(И. Винокуров)

№4. Пальчиковая игра с движениями «Зайки-хохотушки»

На краю лесной опушки

(растираем ладошки до тепла)

Жили зайки-хохотушки.

(собираем кисть в кулак)

Беленький,

(поднимаем вверх большой палец)

Серенький,

(поднимаем вверх указательный палец)

Чёрненький,

(поднимаем вверх средний палец)

Рыженький,

(поднимаем вверх безымянный палец)

Самый маленький, очень пушистенький.

(поднимаем вверх мизинец)

Утром делали зарядку,

(руки на поясе)

Поднимали кверху лапки.

(через стороны поднимаем руки вверх-вниз)

Мыли шейку, носик, лапки,

(растираем шейку, переносицу, ладошки)

Ушки дружно растирали,

(растираем мочки ушей)

Хором громко напевали:

— А-а-а, у-у-у, и-и-и, м-м-м.

(пропеваем звуки)

Никогда не унывали!

А потом все танцевали.

(На полянке зайки танцевали)

№5.Стихотворение с движениями «Как на горке снег»

Как на горке — снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой — снег, снег,

(приседаем)

И на елке — снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой — снег, снег.

(приседаем)

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам «тс-с-с»).

№6. Игра с движениями «Сорока белобока»

Ты, сорока-белобока,

Научи меня летать,

(машем руками)

Ни высоко, ни далеко –

(руки вверх, руки в стороны)

Только море увидать.

(ладонь козырьком)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *