Автор: Галиакберова Эльвира Ильдаровна, воспитатель МБОУ прогимназии «Сезам».
Цель:
1) Закрепить знания детей о обитателях водоемов и океанов; особенностях внешнего строения рыб, приспособленности их к среде обитания;
закрепить умение пользоваться оптическими приборами и лупой.
2) Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;
3) Воспитывать бережное отношение к живому, и формировать экологическое сознание детей.
Материал.
Глобус, географическая карта, указка, рыба; на каждого ребенка — лупа, фонарик, рюкзак, удочка, плакат с нарисованными морскими рыбами, раскрашенные силуэты рыб (часть — с колечками во рту), два больших листа бумаги (желтого и голубого цвета); «фотографии» — изображения рыб с недостающими «деталями»; изготовленные из картона «детали» рыб.
Подготовительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением обитателей моря (рыб, в том числе глубоководных; медуз и т.п.); беседа по теме занятия.
Ход занятия
Педагог (в «Сезаме» на коврике)
Этот шарик повернешь —
В любой город попадешь,
А рукою проведешь —
Океан за миг пройдешь.
Обращает внимание детей на глобус.
— Что это? (Глобус.) Это макет нашей планеты, Земли. Где на Земле живут люди? (На суше.)
— Какими цветами на глобусе обозначается суша? (Ответы детей.)
— Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого.)
— Что обозначается голубым цветом? (Вода.)
— А это что? (Указываю на карту. Закрепление названий водоемов: река, ручей, море, океан). Кто живет в воде? (Рыбы, медузы, морские звезды и т.п.)
— Жизнь в подводном мире намного разнообразнее, чем на суше, но люди еще недостаточно изучили его. Сегодня мы поговорим о хорошо известных вам обителях этого мира. Чтобы узнать, о ком, вы должны отгадать загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток» (Рыбы).
— Если рыбы живут в реках, мы их называем… (речные), если в морях… (морские). Какая рыба водится в водоемах нашей местности? (В реке Обь — окунь, лещ, язь, щука и т.п.; в озерах — карп, карась.) (Ответы детей.)
— Ученых, которые изучают жизнь рыб, называют ихтиологами. Хотите отправиться сегодня в морское путешествие, в этот необитаемый мир, чтобы узнать о работе ихтиологов и жизни рыб? (Ответы детей.) Мы должны как следует подготовиться.
Дети кладут в сумочки лупы и фонарики.
— А сейчас по тропе здоровья мы поднимаемся на корабль (название корабля). Распределение ролей, бейджики, включает аудиозапись шума моря, крика чаек).
Остановка «Научная лаборатория»
— Сегодня предстоит большая исследовательская работа. По тропе здоровья пойдем в научную лабораторию.
Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба (например, речной окунь). Педагог показывает части тела рыбы и объясняет их назначение: плавники, хвост и слизь, покрывающая все тело, помогают рыбе плавать; с помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Обсуждает с детьми назначение жабр. Дети достают лупы и рассматривают чешую. Педагог объясняет, как можно определить возраст рыбы (сколько темных линий на чешуйке, столько рыбе лет). Рассматривание икринки (зародыша).
Возвращаемся на корабль.
— А сейчас нам предстоит спуститься на морское дно и обследовать его. Снимаем рюкзаки надеваем акваланги. Включите свои фонарики.
Приглушается свет. Дети идут, освещая себе путь. Педагог обращает их внимание на подвешенные к стене на нитках силуэты рыб.
— Можете ли вы узнать и назвать этих рыб? (Дети находят рыбу-молот, удильщика, камбалу и т.п.) У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело? (У камбалы.) Как она маскируется? (Ответы детей.)
— Нам пора возвращаться. (Идут в обратном направлении). Посмотрите, рыба держит во рту письмо. (Читает.)
«Тревога! Тревога! Морской волной выбросило на берег много рыбы, надо срочно помочь и отправить ее обратно в море!»
— Нам нужно скорее выбраться на берег и спасти рыбу.
Включается свет. Дети подходят к лежащему на полу листу желтой бумаги, имитирующему песок, на котором расположены силуэты рыб с колечками во рту.
— В бассейне вода грязная. Надо очистить.
Дети удочками подцепляют рыб и переносят их в «море» (в бассейн) Каждый ребенок называет, какую рыбу он спас.
— Ребята, во время нашего путешествия я вела фотосъемку, но, к сожалению, фотографии получились некачественные. Вы поможете мне разобраться с ними?
На фланелеграфе изображение рыбы с недостающими деталями. Дети подбирают нужные детали и приставляют их к силуэту, чтобы получилась целая рыба.
Поэтапные сюжеты.
— Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас вы оцените свою работу на занятии. У меня в руках рыбки трех цветов. Желтую зовут Хорошо, оранжевую — Очень хорошо, а красную — Отлично. Выберите ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой за занятие. Дети выбирают.