Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествия и открытия»

Автор: Галиакберова Эльвира Ильдаровна, воспитатель МБОУ прогимназии «Сезам».

Цель:

1) Закрепить знания детей о обитателях водоемов и океанов; особенностях внешнего строения рыб, приспособленности их к среде обитания;

закрепить умение пользоваться оптическими приборами и лупой.

2) Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;

3) Воспитывать бережное отношение к живому, и формировать экологическое сознание детей.

Материал.

Глобус, географическая карта, указка, рыба; на каждого ребенка — лупа, фонарик, рюкзак, удочка, плакат с нарисованными морскими рыбами, раскрашенные силуэты рыб (часть — с колечками во рту), два больших листа бумаги (желтого и голубого цвета); «фотографии» — изображения рыб с недостающими «деталями»; изготовленные из картона «детали» рыб.

Подготовительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением обитателей моря (рыб, в том числе глубоководных; медуз и т.п.); беседа по теме занятия.

Ход занятия

Педагог (в «Сезаме» на коврике)

Этот шарик повернешь —

В любой город попадешь,

А рукою проведешь —

Океан за миг пройдешь.

Обращает внимание детей на глобус.

— Что это? (Глобус.) Это макет нашей планеты, Земли. Где на Земле живут люди? (На суше.)

— Какими цветами на глобусе обозначается суша? (Ответы детей.)

— Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого.)

— Что обозначается голубым цветом? (Вода.)

— А это что? (Указываю на карту. Закрепление названий водоемов: река, ручей, море, океан). Кто живет в воде? (Рыбы, медузы, морские звезды и т.п.)

— Жизнь в подводном мире намного разнообразнее, чем на суше, но люди еще недостаточно изучили его. Сегодня мы поговорим о хорошо известных вам обителях этого мира. Чтобы узнать, о ком, вы должны отгадать загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток» (Рыбы).

— Если рыбы живут в реках, мы их называем… (речные), если в морях… (морские). Какая рыба водится в водоемах нашей местности? (В реке Обь — окунь, лещ, язь, щука и т.п.; в озерах — карп, карась.) (Ответы детей.)

— Ученых, которые изучают жизнь рыб, называют ихтиологами. Хотите отправиться сегодня в морское путешествие, в этот необитаемый мир, чтобы узнать о работе ихтиологов и жизни рыб? (Ответы детей.) Мы должны как следует подготовиться.

Дети кладут в сумочки лупы и фонарики.

— А сейчас по тропе здоровья мы поднимаемся на корабль (название корабля). Распределение ролей, бейджики, включает аудиозапись шума моря, крика чаек).

Остановка «Научная лаборатория»

— Сегодня предстоит большая исследовательская работа. По тропе здоровья пойдем в научную лабораторию.

Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба (например, речной окунь). Педагог показывает части тела рыбы и объясняет их назначение: плавники, хвост и слизь, покрывающая все тело, помогают рыбе плавать; с помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Обсуждает с детьми назначение жабр. Дети достают лупы и рассматривают чешую. Педагог объясняет, как можно определить возраст рыбы (сколько темных линий на чешуйке, столько рыбе лет). Рассматривание икринки (зародыша).

Возвращаемся на корабль.

— А сейчас нам предстоит спуститься на морское дно и обследовать его. Снимаем рюкзаки надеваем акваланги. Включите свои фонарики.

Приглушается свет. Дети идут, освещая себе путь. Педагог обращает их внимание на подвешенные к стене на нитках силуэты рыб.

— Можете ли вы узнать и назвать этих рыб? (Дети находят рыбу-молот, удильщика, камбалу и т.п.) У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело? (У камбалы.) Как она маскируется? (Ответы детей.)

— Нам пора возвращаться. (Идут в обратном направлении). Посмотрите, рыба держит во рту письмо. (Читает.)

«Тревога! Тревога! Морской волной выбросило на берег много рыбы, надо срочно помочь и отправить ее обратно в море!»

— Нам нужно скорее выбраться на берег и спасти рыбу.

Включается свет. Дети подходят к лежащему на полу листу желтой бумаги, имитирующему песок, на котором расположены силуэты рыб с колечками во рту.

— В бассейне вода грязная. Надо очистить.

Дети удочками подцепляют рыб и переносят их в «море» (в бассейн) Каждый ребенок называет, какую рыбу он спас.

— Ребята, во время нашего путешествия я вела фотосъемку, но, к сожалению, фотографии получились некачественные. Вы поможете мне разобраться с ними?

На фланелеграфе изображение рыбы с недостающими деталями. Дети подбирают нужные детали и приставляют их к силуэту, чтобы получилась целая рыба.

Поэтапные сюжеты.

— Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас вы оцените свою работу на занятии. У меня в руках рыбки трех цветов. Желтую зовут Хорошо, оранжевую — Очень хорошо, а красную — Отлично. Выберите ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой за занятие. Дети выбирают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *