Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету»

Цель. Продолжать знакомить с различ­ными эмоциями (радость, гнев, страх, грусть), используя пиктограммы; разви­вать умение понимать свои чувства и чув­ства других людей и рассказывать о них; воспитывать внимательное отношение к другому, желание помогать друг другу, эмпатию.

Материал. Зал украшен звездами, гло­бусом; ширмой со звездами пиктограмма­ми страха, гнева, испуга, радости; атрибу­тами к сказке Е. Карганова «Как Ослик счастье искал?» (декорации леса, болота, шапочки Ослика, Барашка, Козочки, Се­лезня, Вороны); зонтик, листы белого кар­тона на каждого ребенка, мелки, фломасте­ры, карандаши; письмо к детям.

Музыкальное оформление. Музыка Д. Маруани «Космическая опера», группа электронной музыки «Спейс» к физкульт­минутке, это и музыкальный фон для сказки.

Ход занятия

Воспитатель. Я получила странное письмо. Вот оно (показывает и читает).

«Дорогие ребята, пишут вам жители Планеты печали. Уже много лет мы грус­тим, плачем, горюем! Мы не знаем, что та­кое улыбка и смех, радость и счастье. Очень просим вас, помогите! Наша плане­та от печали может погибнуть. Ваши не­земные друзья». Хотите помочь жителям Планеты печали?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда приготовьтесь! Нам предстоит необычное путешествие в кос­мос. Попасть туда очень непросто. Сади­тесь! Пристегните ремни. Прежде чем мы отправимся в полет, закройте глаза. Пред­ставьте себе эту планету. Ракета летит быст­ро! Космос таит много неизведанного, нео­жиданного. Но мы справимся, потому что мы очень дружные! Ракета совершила по­садку. Приготовьтесь к выходу! Это и есть Планета печали, жителям которой надо по­мочь. Давайте с первых минут встречи да­рить им только доброе и радостное. Давайте знакомиться и ласково называть свое имя.

«Назови свое имя ласково». Дети вы­ходят из ракеты, называя имя, смотрят во­круг и удивляются.

Дети. Как здесь красиво! Как таинст­венно! Какие яркие звезды!

Воспитатель. Эти звезды непростые! Они пытаются нам что-то рассказать. Да­вайте подойдем к первой звезде. Какое у нее настроение?

Дети. Гневное и сердитое.

Воспитатель. Как вы думаете, приятно смотреть на людей с таким настроением?

Дети. Нет!

Воспитатель. А почему нет? (Ответы.) В каких произведениях мы встречаем ге­роев, которые бывают в гневе?

Дети. «Мойдодыр», «Приключения Буратино», сказка «Три медведя».

Воспитатель. Оказывается, и на этой планете есть свой Карабас-Барабас. У него в театре не хватает актеров, и он хочет за­брать всех детей в театр. Давайте изобразим гнев и скажем, что мы не пойдем в его театр. Интересно, понравится это ему? (Не понра­вилось! Но помогло прогнать Карабаса-Барабаса и продолжить путешествие. Вос­питатель переворачивает звезду обратной, яркой стороной.) А что это за звезда? Какое у нее настроение? глаза? брови? рот?

Дети. У нее страх в глазах и испуг.

Воспитатель. Давайте вспомним посло­вицы о страхе.

Дети. Пуганая ворона куста боится; волков бояться — в лес не ходить; дрожит как осиновый лист; пуганый зверь далеко бежит; на смелого собака лает, а трусливо­го кусает; у страха глаза велики.

Проводится обсуждение пословицы «У страха глаза велики». Отмечается ее прямой и скрытый смысл.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо объяс­няли значение пословицы! Теперь жите­лям планеты совсем не грустно и не страш­но, а звезда стала яркой и веселой! Про­должим дальше путь. Что такое? Здесь опять грустят. Требуется ваша помощь! (Дети подходят к следующей звезде.) По­смотрите внимательно и скажите: какие у нее брови? какой рот?

Дети. Звезда грустная, печальная, огор­ченная.

Звучит отрывок песни «Пропала соба­ка». Дети обыгрывают ситуацию на эту тему. Один ребенок исполняет роль печаль­ного хозяина пропавшей собаки, а дети ус­покаивают его, каждый по-своему.

Воспитатель (спрашивает у ребенка, ис­полнявшего роль хозяина). Что ты чувство­вал, когда тебя успокаивали? Кто лучше всех тебя успокоил? (Ответы. Поворачи­вает звезду обратной, веселой стороной.)

Произошло чудо! Все вокруг смеются и улыбаются. Как одним словом можно ска­зать о том, что они испытывают?

Дети. Радость.

Воспитатель. А что такое радость?

Дети. Радость — это праздник! Радость, если никто не плачет! Радость — это я, по­тому что моя мама говорит: «Ты — моя ра­дость!».

Воспитатель. Смотрите, вдали мерцает звезда. Это звезда особенная, красивая, яр­кая. Как вы думаете почему? Что можно о ней рассказать?

Мы сделали много доброго и хорошего, мы избавили наших друзей от слез, печали, грусти и гнева. Им хорошо! Они счастливы! А что такое счастье? (Рассуждения детей.)

Проводится физкультминутка «Звезд­ный дождь» (муз. Д. Маруани «Космичес­кая опера», группа электронной музыки «Спейс»).

Воспитатель. Жители планеты подари­ли нам зонтик! Он волшебный и может ис­полнить любое желание, нужно только произнести:

Зонтик волшебный покручу.

На что он способен, вам покажу!

Дети, хотите узнать, как Ослик счастье искал?

Дети разыгрывают сказку Е. Карганова «Как Ослик счастье искал?».

Ведущий. Ослик очень хотел найти счастье. Но сначала он должен был узнать, что такое счастье, и отправился к своему соседу — Барашку.

Ослик. Здравствуй, у тебя счастье есть?

Барашек. Сейчас посмотрю. Заходи. (Барашек заглянул в кладовку… под кро­вать… в холодильник… И пожал плечами.) Что-то не видно…

Ослик. Значит, нет! Очень жаль! (Со­брался уходить.)

Барашек. Послушай, Ослик! Может быть, вот это счастье? (И он расстелил перед Осликом пушистый шерстяной платок.)

Ослик. Нет! Не думаю… Зайду, пожалуй, к Козочке. Может, у нее есть счастье? Козочка, скажи, пожалуйста, нет ли у тебя счастья?!

Козочка. Счастья?! Наверно, есть… Только я не помню, где оно лежит…

Ослик. Та-ак… У Барашка счастья нет, у тебя тоже нет!..

Козочка. Да, но у меня есть молоко! Оно такое вкусное! И полезное! И вообще!

Ослик. Счастье — это не «вообще»! (По­прощался с Козочкой, пошел к Селезню.)

Ведущий. Селезень сидел на воде за большим листом кувшинки и завтракал. Он ел свое любимое блюдо — салат из во­дорослей с плавунцами — и крякал от удо­вольствия.

Ослик. Привет, Селезень! Я ищу счастье. У тебя его случайно нет?

Селезень. Ка-ак не быть?!

Ослик так и подпрыгнул.

Ослик. А посмотреть можно?!

Селезень сбросил с большого ведра крыш­ку и гордо выпятил грудь.

Селезень. Вот! Смотри!

Ослик сунул голову в ведро.

Ослик. Ты что?! Смеешься?! Это же го­ловастики!

Селезень. Да, но их целое ведро! Это же счастье!

Ослик. Мне такое счастье не подходит! Прощай!

Ведущий. Пошел Ослик дальше и за­брел в лес. «Ау-у, Ослик!» — кто-то тихо позвал его. Ослик спрятался за дерево и прислушался… Кусты зашевелились — и на Дорожку вышли Козочка и Барашек.

Козочка и Барашек. Ну, как? Нашел счастье?!

Ослик печально вздохнул и покачал голо­вой.

Ворон (прокричал с ветки). Слушайте меня внимательно!

У сосны, где старый лес

Поднял ветви до небес,

Где ручей журчит в овраге,

Там найдете свое счастье!

Пусть же вам помогут… ноги!

Ведущий. Долго бежали Ослик, Козочка и Барашек. А когда, запыхавшись, останови­лись, прямо перед собой увидели ту самую сосну, высокую-превысокую! Счастье?! Где оно? Неужели старый Ворон обманул их?! Ослик обошел дерево вокруг и увидел ма­ленькую девочку Машу! Она сжимала в ру­ках синее ведерко и дрожала от холода.

Козочка. Не бойся!

Барашек. Мы тебя не обидим!

Ослик. Ты счастье?!

Девочка. Я Маша. Я хочу есть! Мне хо­лодно! Я хочу домой!

Козочка. Я сейчас!

Ведущий. Сказала Козочка, взяла синее ведерко и скрылась за кустом. Вскоре она вернулась и поставила ведерко, доверху наполненное молоком, перед девочкой.

Козочка. Выпей молочка! Парное!

Ведущий. И Маша с удовольствием вы­пила все молоко до капельки!

Барашек. Сейчас тебе станет тепло!

Ведущий. Барашек накинул Маше на плечи пушистый шерстяной платок, кото­рый всегда носил с собой. Девочка сразу согрелась и перестала дрожать.

Ослик. А теперь домой!

Ведущий. Маша уселась на Ослика вер­хом. И все тронулись в путь. Дорога домой всегда короче и веселее!

Девочка. Смотрите! Смотрите! Вот мой дом!

Ведущий. Маша соскочила с Ослика и захлопала в ладоши. И в самом деле, Ко­зочка, Барашек и Ослик увидели две стройные березки, а рядом с ними наряд­ный дом с черепичной крышей. Маша по­целовала своих новых друзей: Ослика — в черный нос, Козочку — в розовый, Бараш­ка — в коричневый. Так Ослик, Козочка и Барашек нашли счастье.

Воспитатель. Вам понравилась сказка? Почему? (Ответы.) Нам пора возвра­щаться на землю. А теперь давайте пода­рим свои портреты неземным друзьям, чтобы они вас не забывали. Постарайтесь, чтобы лица ваши были веселые, добрые, счастливые. (Дети садятся перед зеркалом и рисуют автопортреты.) Садимся в ра­кету и возвращаемся на землю!

Возвратившись, дети приглашают всех к чаю, используя вежливые слова.

Автор: воспитателей высшей категории Н. Григорьева, (ДОУ№8, поселок Ревда, Мурманская область).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *