Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»

Автор: Папина Светлана Николаевна, эколог МДОУ д/с «Белоснежка» (г.Сургут, Тюменская область)

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке». (сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?

Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети: Лечит он больных зверей.

Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

***

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

А сушеная в запас, лечит от простуды нас.

(малина)

Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: Мать-и-мачеха, душица, липа.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

(шиповник)

Воспитатель: Шиповник богат витамином С.

Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.

Игра «4-й лишний». Клюква, голубика, земляника, крыжовник. Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.

Воспитатель: Можно уничтожать мухоморы?

Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.

Воспитатель: Наш путь продолжается.

Проводится физкультминутка «Прогулка в лесу». Включается фонограмма «Звуки леса».

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

На нос села пчела,

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».

Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?

Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.

Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

***

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

***

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(кукушка)

Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?

Дети: Кукушка.

Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?

Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.

Воспитатель: Как назвать их одним словом?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Следующая остановка «Лесные звери».

Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).

Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети: Заяц, белка, лиса.

Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети: Еж, медведь, барсук.

Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.

Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».

Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателя. На этом наше путешествие в лес закончилось. На каких остановках мы побывали?

Дети: «Айболит», «Дары леса», «Животные леса».

Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите игры, в которые мы играли.Воспитатель: Занятие закончено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *