Автор: Папина Светлана Николаевна, эколог МДОУ д/с «Белоснежка» (г.Сургут, Тюменская область)
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель: Что относится к неживой природе?
Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.
Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке». (сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).
Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?
Дети: В смешанном лесу.
Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
Дети: Лечит он больных зверей.
Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
***
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушеная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)
Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?
Дети: Мать-и-мачеха, душица, липа.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
Воспитатель: Шиповник богат витамином С.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!
Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний». Клюква, голубика, земляника, крыжовник. Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.
Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.
Воспитатель: Можно уничтожать мухоморы?
Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.
Воспитатель: Наш путь продолжается.
Проводится физкультминутка «Прогулка в лесу». Включается фонограмма «Звуки леса».
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».
Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.
Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
***
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
***
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?
Дети: Кукушка.
Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?
Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.
Воспитатель: Как назвать их одним словом?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Следующая остановка «Лесные звери».
Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).
Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!
Дети: Заяц, белка, лиса.
Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?
Дети: Еж, медведь, барсук.
Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.
Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».
Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателя. На этом наше путешествие в лес закончилось. На каких остановках мы побывали?
Дети: «Айболит», «Дары леса», «Животные леса».
Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Назовите игры, в которые мы играли.Воспитатель: Занятие закончено.