Автор: Анкудинова Яна Алексеевна, воспитатель второй квалификационной категории МБОУ «Начальная школа – детский сад» (Иркутская область, город Усть-Илимск).
Программное содержание:
- Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.
2. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни человека.
3. Закрепить и углубить у детей представления о процессе роста растений весной.
4. Формировать умение и навыки по посадке и уходу за растениями.
5. Коррекционная работа «Цветотерапия»
6. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе весной; просмотр видеофильма «Всходы семян»;чтение С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Оборудование: План-карта, карточки-модели признаков весны, искусственные цветы и живые тюльпаны, стаканчики с землёй, палочки с меткой, луковицы тюльпанов, музыка.
Ход занятия:
Под музыку входит Весна.
Весна: Посмотрите внимательно на мой наряд, что вы видите, чем он украшен? Начинаем рассматривать платье снизу (рассмотрели).
Ответы детей.
— Вы меня узнали дети? Я – «Весна».
— Я хочу познакомиться с вами. Я буду подходить к вам, а вы каждый положите на мою ладонь свою ладошку и назовите свое имя.
— Вот мы и познакомились. Какие у вас теплые ладошки, нам будет приятно вместе общаться!
— Я приглашаю вас в путешествие в весну. В природе сейчас происходят удивительные изменения. А что же интересного нас там ждет, расскажет карта-план. Вы понимаете, что такое карта-план? (Показ карты, дети рассматривают.)
— В начале мы пойдем по извилистой дорожке, камушкам, здесь нам встретятся интересные знаки и много интересного. Готовы отправиться в путешествие? Тогда вперёд!
Под музыку «Вместе весело шагать» дети идут по извилистой дорожке, камушкам. Подошли к мольберту. Там размещены картинки-модули весенних признаков.
— Я загадаю загадку, а вы её отгадаете.
Зазвенели ручьи
Прилетели грачи
В дом — свой улей-пчела
Первый мед принесла
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Весной.
— С помощью этих картинок расскажите мне о признаках весны.
Ответы детей.
Весна: Молодцы, дети, вы правильно назвали все весенние признаки.
Г.Д.Г. проводит тифлопедагог.
Весна: А сейчас подойдите, ребята, ко мне.
1. Скажите, сколько месяцев длится весна? Назовите весенние месяцы.
Ответы детей.
2. Какой сейчас месяц?
— Март, первый месяц весны.
— Апрель, середина весны.
— Май, конец весны.
Весна: Молодцы. А мы с вами отправляемся дальше. Посмотрите внимательно, что это?
Дети: Поляна.
Весна: Правильно поляна. А что же вы видите на поляне?
Дети: Цветы.
Весна: Да, ребята, красивые цветы. Какие? Как они называются? Почему их называют первоцветы?
Ответы детей: Цветы-первоцветы, подснежники, ландыши, одуванчики.
Весна: Правильно, это первые цветы. Подснежники. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Это я, Весна, украсила землю цветами.
Весна: Хотите продолжить путешествие?
Дети: Да.
Весна: Тогда вперёд. Посмотрите, ребята, какая чудесная клумба! Присаживайтесь, отдохнем. Посмотрите (жестом обвожу клумбу), что же растет на клумбе?
Ответы детей.
Весна: Какие цветы растут в саду, как их называют? (садовые) А чем отличаются цветы? (Отличаются строением цветка, формой листа, величиной стебля). У одних цветов длинный корень, а у других разросшиеся корневища.
— Кто же знает, какой корень у тюльпана? (луковица)
— Молодцы, ребята.
Весна: Мы с вами были на поляне, там цветы растут сами. А вот в клумбу человек садит цветы. А мы сейчас с вами тоже будем садить цветы, чтобы потом украсить клумбу нашего детского сада.
— Подойдите к своим рабочим местам.
— Вы видите перед вами лежит тарелочка, а в ней луковица тюльпана. Давайте мы её с вами рассмотрим. Какая она?
Ответы детей: продолговатая, маленькая, коричневого цвета, покрытая чешуйками.
Весна: Мы рассмотрели луковицу. Сейчас вы её отложите.
— Как вы думаете, что нужно растениям для хорошего роста? (свет, влага, тепло). Возьмите стаканчики с землёй, в них выращивают рассаду. Еще на столах у вас лежат палочки с меткой, они нам нужны, чтобы сделать углубления.
— Возьмите палочки и втыкайте в землю до меточки. Затем подвигайте палочкой влево-вправо. Сделайте большую ямку, чтобы вошла наша луковица.
— Уберите палочку на тарелочку. Возьмите луковицу и посадите в ямочку. Аккуратно засыпьте землей.
— И последний этап — полейте водой. Молодцы, ребята!
— Мы наши стаканчики поставим в уголок природы и будем наблюдать за всходом цветов. В дневнике наблюдений будем отмечать, когда появится стебелек, затем первые листочки.
Весна: Что мы можем пообещать цветам?
Ответы детей.
— Вот и подошло наше путешествие в весну к концу. Понравилось вам путешествовать? Какое у вас настроение? Я «Весна» к вам обязательно приду ещё.