Автор: Шайдуллина Аида Фаритовна, воспитатель первой квалификационной категории «Детский сад комбинированного вида №7 «Непоседа» (г. Чистополь, Республика Татарстан).
Цели: познакомить со свойствами воды, развивать навыки поведения лабораторных опытов, дать представление о значимости воды в жизни человека, прививать бережное отношение к воде, активизировать и обогащать словарный запас.
Предварительная беседа: проведение мини-беседы «Если б не было воды», рассматривание карты Татарстана, заучивание стихотворений о воде, отгадывание загадок о воде.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, диск с музыкой воды, карта Татарстана, баночка с водой, баночка с молоком, картинка, леечка, палочка для рыхления, тазик с водой, минеральная вода.
Ход занятия:
Звучит музыка воды.
Дети садятся полукругом, глаза закрыты. Одна ладонь колбу, другая к затылку. Воспитатель проводит лобно-затылочную коррекцию – прием, который применяется для концентрации внимания, развития памяти и снятия стрессов.
— Слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили – все это исчезло навсегда. Все что будет завтра – это пока мечты, сон. Это фантазии. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе. Вам нравится, во что вы одеты, место, где вы сидите? Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас – самое ценное, что есть на свете.
— Откройте глаза. Дети, скажите, что за музыка прозвучала, что она вам напомнила? (Ответы детей – шум воды)
— А может ли человек жить без воды?
Далее дети рассказывают стихи о воде.
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька, замерзает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить».
«Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, не стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели, чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды!» (хором)
В группу входит Мойдодыр.
— Я пришел к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей)
— А для чего она вам нужна? (Ответы детей)
— А знаете ли вы, дети, откуда берется вода? (Ответы детей)
Мойдодыр читает стихотворение.
«В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный
Кипит, играет и спешит
Крутясь хрустальными клубами
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит».
— Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы.
Мойдодыр предлагает детям поиграть. Загадывает им загадки, а они хором отгадывают.
«Еду, еду, следов нету
Оглянусь – смерти боюсь». (Вода)
***
«Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
***
«Бегу я как по камушкам
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня». (Ручеек)
— А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду.
Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают).
Воспитатель предлагает назвать растения в природном уголке.
— Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей)
— А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей)
— А какой водой нужно поливать?
— Чем вы рыхлите землю?
— А почему палочками?
— Что еще нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей)
— Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр.
Дети с воспитателем подходят к игровому уголку.
Мойдодыр спрашивает: «А для чего вам здесь нужна вода, ребята?» (Ответы детей — мыть игрушки)
— А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей)
Мойдодыр спрашивает: «Для чего еще вам нужна вода, дети?» (Ответы детей – мыть руки)
— Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки.
Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть теплой водой, вытереть насухо полотенцем.
Мойдодыр говорит: «Спасибо, ребята, вы мне еще раз объяснили, как правильно нужно мыть руки».
Воспитатель читает поговорку: «От простой воды и мыла и микробов тает сила».
Мойдодыр читает стихотворение:
«Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо
Все равно, какой водою
Кипяченой, ключевой
Из реки, или колодца
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!»
Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей)
Воспитатель спрашивает: «А вы знаете, чем покрыто наше тело? (Ответы детей — кожей)
— Какая она? (Ответы детей — гладкая, нежная)
— Для чего нужна кожа? (Ответы детей – она защищает нас от микробов)
— Что нужно делать, чтобы микробы не попали в организм? (Ответы детей – мыть руки, овощи, фрукты; закрывать рот, когда чихаете и кашляете; не грызть ногти; не ковырять в носу; воду пить только чистую)
— Ребята, теперь мы с вами знаем, откуда берется вода. (Из родника – ручеек – река, озеро – водопровод)
— Давайте подойдем к карте Татарстана и рассмотрим ее. Какими цветами раскрашена карта? (Ответы детей)
— Каким цветом изображены реки, озера, пруды? (Ответы детей)
— Какие названия рек вы знаете? (Дети называют названия больших рек Татарстана)
— А большие реки образуются из множества маленьких речек и ручьев.
— Наша республика красива и богата, потому что есть реки, озера, родники.
— Так что же такое вода? Давайте проделаем опыт: возьмем баночку и наполним ее водой. А теперь перельем эту воду в другую баночку. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Отсюда вывод, вода не имеет формы.
— А что еще можно сказать про воду?
— Возьмем два стакана – один с водой, другой с молоком. Возьмем картинку. А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Картинки не видно. А теперь поставим на картинку стакан с водой. Картинку видно. Отсюда вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость.
— А теперь попробуем воду на вкус. Она не имеет вкуса.
— А теперь понюхаем, чем она пахнет. Она не имеет запаха.
— Ребята, в каком состоянии бывает вода? (Ответы детей)
— Летом вода жидкая, зимой твердая, а весной она тает.
— А теперь, ребята, у Мойдодыра для вас сюрприз. (Вносит минеральную воду)
— А что это за вода? Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей)
— А давайте поиграем с вами в игру «Целебные звуки». Наберем в рот воды и скажем: «М-м-м». Звук произносят, чтобы лучше усваивалась в организме вода.
— Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.