Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Уроки Мойдодыра»

Автор: Шайдуллина Аида Фаритовна, воспитатель первой квалификационной категории «Детский сад комбинированного вида №7 «Непоседа» (г. Чистополь, Республика Татарстан).

Цели: познакомить со свойствами воды, развивать навыки поведения лабораторных опытов, дать представление о значимости воды в жизни человека, прививать бережное отношение к воде, активизировать и обогащать словарный запас.

Предварительная беседа: проведение мини-беседы «Если б не было воды», рассматривание карты Татарстана, заучивание стихотворений о воде, отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы: музыкальный центр, диск с музыкой воды, карта Татарстана, баночка с водой, баночка  с молоком, картинка, леечка, палочка для рыхления, тазик с водой, минеральная вода.

Ход занятия:

Звучит музыка воды.

Дети садятся полукругом, глаза закрыты. Одна ладонь колбу, другая к затылку. Воспитатель проводит лобно-затылочную коррекцию – прием, который применяется для концентрации внимания, развития памяти и снятия стрессов.

— Слушайте мои слова. Все, что с вами  произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили – все это исчезло навсегда. Все что будет завтра – это пока мечты, сон. Это фантазии. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе. Вам нравится, во что вы одеты, место, где вы сидите? Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас – самое ценное, что есть на свете.

— Откройте глаза. Дети, скажите, что за музыка прозвучала, что она вам напомнила? (Ответы детей – шум воды)

— А может ли человек жить без воды?

Далее дети рассказывают стихи о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране

Как сосулька, замерзает

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить».

«Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, не стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели, чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!» (хором)

В группу входит Мойдодыр.

— Я пришел к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей)

— А для чего она вам нужна? (Ответы детей)

— А знаете ли вы, дети, откуда берется вода? (Ответы детей)

Мойдодыр читает стихотворение.

«В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный

Кипит, играет и спешит

Крутясь хрустальными клубами

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит».

— Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы.

Мойдодыр предлагает детям поиграть. Загадывает им загадки, а они хором отгадывают.

«Еду, еду, следов нету

Оглянусь – смерти боюсь». (Вода)

***

«Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

***

«Бегу я как по камушкам

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня». (Ручеек)

— А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду.

Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают).

Воспитатель предлагает назвать растения в природном уголке.

— Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей)

— А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей)

— А какой водой нужно поливать?

— Чем вы рыхлите землю?

— А почему палочками?

— Что еще нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей)

— Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр.

Дети с воспитателем подходят к игровому уголку.

Мойдодыр спрашивает: «А для чего вам здесь нужна вода, ребята?» (Ответы детей — мыть игрушки)

— А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей)

Мойдодыр спрашивает: «Для чего еще вам нужна вода, дети?» (Ответы детей – мыть руки)

— Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки.

Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть теплой водой, вытереть насухо полотенцем.

Мойдодыр говорит: «Спасибо, ребята, вы мне еще раз объяснили, как правильно нужно мыть руки».

Воспитатель читает поговорку: «От простой воды и мыла и микробов тает сила».

Мойдодыр читает стихотворение:

«Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо

Все равно, какой водою

Кипяченой, ключевой

Из реки, или колодца

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель спрашивает: «А вы знаете, чем покрыто наше тело? (Ответы детей — кожей)

— Какая она? (Ответы детей — гладкая, нежная)

— Для чего нужна кожа? (Ответы детей – она защищает нас от микробов)

— Что нужно делать, чтобы микробы не попали в организм? (Ответы детей – мыть руки, овощи, фрукты; закрывать рот, когда чихаете и кашляете; не грызть ногти; не ковырять в носу; воду пить только чистую)

— Ребята, теперь мы с вами знаем, откуда берется вода. (Из родника – ручеек – река, озеро – водопровод)

— Давайте подойдем к карте Татарстана и рассмотрим ее. Какими цветами раскрашена карта? (Ответы детей)

— Каким цветом изображены реки, озера, пруды? (Ответы детей)

— Какие названия рек вы знаете? (Дети называют названия больших рек Татарстана)

— А большие реки образуются из множества маленьких речек и ручьев.

— Наша республика красива и богата, потому что есть реки, озера, родники.

— Так что же такое вода? Давайте проделаем опыт: возьмем баночку и наполним ее водой. А теперь перельем эту воду в другую баночку. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Отсюда вывод, вода не имеет формы.

— А что еще можно сказать про воду?

— Возьмем два стакана – один с водой, другой с молоком. Возьмем картинку. А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Картинки не видно. А теперь поставим на картинку стакан с водой. Картинку видно. Отсюда вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость.

— А теперь попробуем воду на вкус. Она не имеет вкуса.

— А теперь понюхаем, чем она пахнет. Она не имеет запаха.

— Ребята, в каком состоянии бывает вода? (Ответы детей)

— Летом вода жидкая, зимой твердая, а весной она тает.

— А теперь, ребята, у Мойдодыра для вас сюрприз. (Вносит минеральную воду)

— А что это за вода? Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей)

— А давайте поиграем с вами в игру «Целебные звуки». Наберем в рот воды и скажем: «М-м-м». Звук произносят, чтобы лучше усваивалась в организме вода.

— Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *