Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Башкирский мед»

Автор: Башкирцева М.Е., воспитатель высшей категории речевой группы «Дюймовочка» МАДОУ №11 «Сказка» (Башкортостан, г. Кумертау).

Цель: пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел, познакомить детей с башкирской народной сказкой «медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики.

Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа — липовый, цветы — цветочный и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.

Материал к занятию: фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется наша Республика? (Башкортостан). Чем богата наша Республика? (здесь много полезных ископаемых, природа Башкирии очень красива и богата).

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

Над цветами летает,

Медок собирает

(Пчела)

Воспитатель: Где пчела, там и мед, а Башкирский мед славится не только на всю страну, но и за ее пределами. Ребята, мы с вами уже знаем, что пчелы, как и животные, бывают дикими и домашними. Это единственные насекомые, которые живут рядом с человеком, и он о них заботится. Давайте представим, что вы — пчелы, и прочтем по ролям стихотворение «Пчелка»

— Где была ты?

— Тут и там.

— Где летала?

— По цветам.

— Что домой ты принесла?

— Мед, — ответила пчела

Далее воспитатель делит детей на две подгруппы, одна — дикие пчелы, другая — домашние. Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом с человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.

Ребенок:

К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно,

А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно.

Но мне и дела нет до вас — пришел моей работы час!

Я не страшнее волка старательная пчелка.

Воспитатель: Пчелки (обращается к домашним пчелам), где вы живете?

Ребенок: Мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов — растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, ухаживают за нами пчеловоды.

Воспитатель: А как живется диким пчелам?

Ребенок: Мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.

Воспитатель: Каковы еще ваши отличия?

Ребенок: Мы, домашние пчелы, крупнее диких, и меда носим больше, но болеем чаще. Ребенок: А мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мы размножаемся (роимся) отделяется новый рой — он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется — бортник, сбор дикого меда — бортничество.

Ребенок: А нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там. Воспитатель: Пчелки труженицы, куда же вы носите свой мед?

Ребенок: Нам, домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их), мы их растягиваем и носим туда мед.

Ребенок: А мы сами делаем соты.

Воспитатель: Кто главный в пчелиной семье? (Пчела — матка, она хозяйка улья). Воспитатель: Для чего нужен мед?

Ребенок: Для нас, пчел, это пища, а для человека — мед это ценный продукт питания, а также лечебное средство от многих болезней.

Воспитатель: Пчелки (обращается к диким), у вас есть враги?

Ребенок: У нас их много — медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Сбор меда».

Ведущий:

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

Дети бегут друг за другом в одном направлении. При словах ведущего: «Пчела села на цветок, Пьет она душистый сок» дети садятся, берут с пола карточки с изображением растений медоносов и говорят, какой мед они собрали (с липы — липовый, с цветов — цветочный и т. п.)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:

1. Мед собирается по каплям;

2. Пчела приносит и радость и сладость;

3. Любишь мед, люби и хлопоты;

4. Мед исцеляет от многих болезней.

Воспитатель: А теперь, милые пчелки, хотите узнать, почему некоторые из вас стали домашними? А выясним мы это из башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Воспитатель читает сказку.

После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с медом. Ребенок читает стихотворение.

Труженица пчелка

Вьется над цветком

Нектар в нем собирает

Тонким хоботком.

Свою добычу в улей

Работница — пчела,

Пока не село солнце,

Скорее понесла.

Полосочки на тельце,

Прозрачных два крыла

Попьем мы чаю с медом,

Раз трудится пчела.

Воспитатель раздает детям травяной чай с медом. Дети пьют чай и наслаждаются его ароматом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *