Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы ребенка «Давайте улыбаться и смеяться»

Автор: Мантулова Я.А., педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 68 (г. Белгород).

Цель: дать понятие о смехе, улыбке, показать их значение в жизни человека.

Задачи:

— обучающая: дать информацию о смехе, улыбке;

— развивающая: способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства

— воспитательная: воспитывать доброжелательное отношения к людям.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

— Приветствие друг друга.

2. Основная часть.

— Чтение рассказа.

— Гость урока.

— Беседа о пользе смеха.

— Игра «Ответ-вопрос»

— Игра «Угадай эмоции по интонации»

— Просмотр иллюстраций и комментарий.

3. Заключительная часть.

— Обсуждение пословиц и обсуждение правил улыбки и смеха.

— Раздача «Медали-улыбки».

— Рефлексия занятия.

Используемые методы и приемы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (метод иллюстраций), практические (упражнение), игровые.

Оборудование: клубок, солнце мягкое, карточки с вопросами, медали, доска, иллюстрации эмоций.

Используемые источники информации:

Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение,1991.

Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973.

Леви В.Л., Я и мы. М.: Молодая гвардия. Грозный, 1988.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Приветствие друг друга. Цель: создание эмоционального настроения.

— Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами собрались, чтоб поговорить о смехе и улыбке, узнать, что же это такое и для чего нам нужно улыбаться и смеяться. Но для начала, давайте с вами поздороваемся, но это мы будем делать необычным способом. У меня в руках, клубок, мы будем передавать его соседу справа, наматывать его на палец называть свое имя и говорить всем здравствуйте (я Лена, здравствуйте). Вот мы и поздоровались, теперь присаживайтесь на свои места и послушайте рассказ.

2. Основная часть.

2.1. Чтение рассказа. Цель: познакомить с рассказом.

«Откуда приехала Ира». Мы приехали в летний лагерь. После обеда воспитательница стала знакомиться с отрядом и записывала, откуда, кто приехал. Одни называли город, другие область. В это время в палату вошла Ира.

— Как твоя фамилия? — спросила её воспитательница.

— Семенихина.

— А ты откуда?

— Из столовой! – ответила Ира.

Дети засмеялись.

— Какие чувства, эмоции у вас вызвал этот рассказ? (вызывает смех, улыбку)

— Почему вы засмеялись, вам было смешно? (девочка смешно ответила)

— Итак, сегодня мы с вами поговорим о смехе и улыбке.

— И наш урок так и называется, прочтите тему («Давайте улыбаться и смеяться»).

— Ребята, а когда же мы смеемся, улыбаемся? (Когда нам весело, интересно, когда с нами происходит что-то хорошее)

— А вы любите улыбаться и смеяться?

2.2. Гость. Цель: закрепить знания «волшебных слов».

— Посмотрите, к нам в гости пришло солнышко, а как вы думаете, почему именно оно к нам пришло? (Солнце — это символ радости, тепла и хорошего настроения) На солнышке у нас есть карточки с вопросами. Желающие подойдите и ответьте на них.

— Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Здравствуйте).

— С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Пожалуйста).

-. Как называют человека, делающего много хорошего для других людей? (Добрый).

Эти три слова всегда приятны людям и вызывают улыбку, и позитивное настроение.

2.3. Беседа о пользе смеха. Цель: дать информацию о смехе.

— 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение. Когда мы улыбаемся, в кровь поступают специальное вещество — гормон удовольствия, который успокаивает и повышает настроение.

— А знаете ли вы, что смех и улыбка влияет на здоровье человека?

— Как вы думаете, каким образом? (человек становится жизнерадостным, энергичным)

— Смех, сам по себе — неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том, что числе и внутренние, которые управляют, работай внутренних органов. Так же в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Ученые даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают.

— Итак, смех – это определенная реакция организма, при которой наши мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови.

— Какое же значение имеет смех, улыбка?

— Послушайте, как о смехе сказал еще в 17 веке английский врач Сиденгам: «Прибытие в город паяца значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами».

— Сначала разберем, кто такой паяц? Посмотрите на доску, как пишется это слово. Так называли раньше клоунов, это слово итальянское.

— Послушайте высказывание еще раз и скажите, как вы его понимаете. Согласны ли вы с ним?

— Когда вам будет грустно, нужно вспомнить веселую историю, посмеяться и сразу же настроение поднимется.

2.4. Игра «Ответ- вопрос». Цель: поднять настроение.

— А сейчас давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Ответ — вопрос». Перед вами написаны вопросы, а ответы мы запишем на листочки отдельные и перепутаем.

1. Что вы носите в своем портфеле?

2. Какой известный киноартист вам нравиться?

3. Что выбрасывают в урну?

4. Что обычно берут с собой в гости?

5. Кто умеет ходить по потолку?

6. Что идет на улице?

Мы напишем ответы на отдельных листочках и перемешаем, затем будем доставать и читать кому, что достанется.

2.5. Игра «Угадай эмоции по интонации». Цель: учить выражать свое настроение при помощи интонаций.

— Давайте еще поиграем в одну игру, которая называется «Угадай эмоции по интонации». Выражать свое настроение помогают не только жесты, мимика, но и интонация. Попробуйте произнести фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской (удивленно, радостно, грустно, гневно, спокойно, страшно, обидно). Остальные должны отгадать эмоцию.

— А сейчас я хочу вам предложить упражнение, которое вам поможет, если вы будете, раздражены или огорчены. Надо посмотреть в зеркало и улыбнуться себе, когда плохое настроение улыбка сначала не естественная, а потом самому смешно и поднимается настроение. Попробуйте.

— Молодцы. Отложите зеркала.

— Как вы думаете, улыбка бывает разной? (Да, улыбка может быть смущенной, язвительной, радостной.)

2.6. Просмотр иллюстраций. Цель: учить различать различные эмоции на иллюстрациях.

— Посмотрите на иллюстрации. Найдите здесь радостную улыбку, смущенную, язвительную. Давайте попробуем изобразить все эти разные улыбки.

3. Заключительная часть.

3.1. Обсуждение пословиц и обсуждение правил улыбки и смеха. Цель: закреплять знания пословиц, учить разбирать, что они означают.

— Ребята, мы должны с вами правильно уметь улыбаться и смеяться. Какие правила улыбки мы должны знать? В этом нам помогут пословицы.

— Посмотрите на доску. Здесь пословицы о смехе, веселье, улыбке. Как вы их понимаете?

Веселье лучше богатство.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

— Первое правило: Улыбка поможет в общении. Второе правило: Старайся чаще улыбаться друзьям, родителям, учителю.

Кто людей веселит, за того весь свет стоит.

— Правило третье: Смейся заразительно. Но знай, где и как смеяться.

Нет лучше шутки, как над собою.

За шутку не сердись, в обиду не вдавайся.

— Четвертое правило: Умей смеяться над собой.

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.

— Правило пятое: не смейся над чужим горем или физическим недостатком.

— Вот какие правила у нас получились. У каждого из вас памятка, посмотрите еще раз на правила.

— Как же надо смеяться?

— А когда нельзя смеяться?

— Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке?

— Как повысить себе настроение?

— Какая может быть улыбка?

— Как надо смеяться?

3.2. Раздача «Медали улыбки». Цель: доставить детям радость, наградить за хорошие знания на уроке.

— Вы сегодня хорошо работали, и все получаете медали – улыбки.

3.3. Рефлексия занятия. Цель: выяснить какое настроение было на уроке, и какое стало после урока.

Надо закончить фразу: Я себя на уроке чувствовал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *