Конспект занятия по валеологии (программа «Детство») для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну здоровья»

Автор: Мантулова Я. А., воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 68 (г. Белгород).

Цель: Учить различать понятия «часть тела» и «орган»;

Сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеют большое значение для него;

Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;

Тренировать способность приобретать знания путём наблюдений и экспериментирования;

Обобщать имеющие у детей знания о функции органов;

Пополнять словарь детей терминами «часть тела», «орган», «кожный покров», «веки».

Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Оборудование: надписи и рисунки: «часть тела» и «орган», «волосы и лоб», «глаза», «нос и уши», «рот и шея», «руки и ноги», «внутренние органы». Картинки: человек, животное; надпись: страна здоровья, эмблемы на каждого ребёнка, плоскостная фигура инопланетянина, д/и «узнай по запаху», «узнай на вкус», ширма, музыкальные инструменты: барабан, трещотки, металлофон, погремушка, дудка, монеты – 5шт., стаканы с тёплой водой – 5 шт., книга, ручка, плащи с внутренними органами, фигуры: туловище, волосы, нос, глаз, рот, рука, сердце и к этим фигурам карта, эмблемы: глазки и губки, карта «страны здоровья», аудио кассета с записью.

Ход:

В раздевалке.

Воспитатель: Ребята, когда я шла в д/с, по дороге я встретила одну старушку и она мне дала вот этот цветик–семицветик. Она сказала, что если мы хотим отправиться в путешествие, то надо только оторвать лепесток и произнести слова:

Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг земли,

Быть, по-моему, вели.

И мы окажемся в какой-то стране. Ну, что отправимся? Произносим слова. Входят в группу.

Ребята, посмотрите вокруг, куда это мы попали? Да мы в стране здоровья. (Садятся на коврик) Посмотрите здесь не только мы, но и ещё кто-то. Кто это? Как вы думаете? Давайте у него спросим кто он. Это инопланетянин. Интересно, а что он здесь делает?

Голос инопланетянина: Я потерялся, но у меня есть карта — вот она. Я по ней шёл, шёл и зашёл в страну здоровья, а чтобы отсюда выйти, надо пройти все станции, которые указаны на карте, и заработать фигуры. Тогда можно открыть дверь и вернуться обратно. Но самому мне не справиться, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. Ну, что ребята, поможем инопланетянину? Давайте посмотрим карту. Здесь нарисованы станции. Первая станция: «Части тела» и «орган». Посмотрите вокруг, где она? Вот мы и пришли. Ребята, кто мне скажет что такое «часть тела» и «орган»? Давайте посмотрим на картинку животного. У них три части тела: голова, туловище и хвост (показ). А теперь посмотрите на картинку человека. Голова есть? Есть. Какая часть тела называется головой? (на ней сосредоточены все органы чувств и расположен головной мозг). Зачем она нужна? (что есть, дышать и т.д.) Туловище есть? Есть. (показ) Какие органы есть на туловище и внутри? Есть ли у человека хвост? Сейчас посмотрим друг у друга. Конечно, нет, а у животных есть.

Органов у человека много. Я буду называть органы, а вы покажите их на себе. Игра называется «Покажи, что я скажу», я говорю и показываю орган, иногда я буду показывать неверно, но вы должны внимательно слушать.

Ребята, что мы делали на этой станции? Что мы выяснили? За то, что мы побывали на этой станции, мы получаем фигуру «туловища», она нам в конце нашего пути понадобиться.

Воспитатель: Смотрим дальше карту. Следующая станция: «Волосы и лоб». Что располагается выше всего? (показ на волосы) Давайте потрогаем свои волосы, теперь подёргайте их, если выдернуть волосинку, что мы почувствуем? (боль) Как вы думаете для чего нам нужны волосы? (защищать голову от жарких солнечных лучей, холода и др.)

Что располагается ниже волос? (лоб) Чем сверху покрыт лоб? (кожным покровом) А кожный покров у нас только лоб покрывает или нет? Как вы думаете, кожный покров что-нибудь чувствует? Давайте поиграем и проверим.

Делимся на две команды: «Глазки» и «Губки». Команда «Глазки» — закрывают глаза, а другая команда приложите к коже вот этот предмет (холодные монеты). Что вы почувствовали? (холод). А теперь поменялись (стакан с тёплой водой). Погладьте себе руку, что вы почувствовали? (прикосновение), А если ущипнуть? Так что чувствует кожа? (тепло, боль, холод и др.) а кто скажет, как надо ухаживать за кожей? Обязательно её надо содержать в чистоте, послушайте стихотворение.

Кто чубы не чистит,

Не моется с мылом,

Тот вырасти сможет

Болезненным, хилым,

Дружат с грязнулей, только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки,

Грязнули боятся воды и простуд

А иногда вообще не растут.

Вот такое стихотворение, но я надеюсь, что у нас нет таких деток, и никогда не будет. Вам понравилось на этой станции? Чем мы здесь занимались? А за то, что мы здесь побывали нам фигурка – волосы.

Воспитатель: Следующая станция «Глаза». Что находится ниже лба? (глаза) сейчас узнаем, нужны ли они нам. Все закройте их и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Только глаза не открываем. (показ книги и ручки) Открывайте глаза, что я делала? Я вам покажу ещё раз. Так зачем нам глаза?

У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите, друг на друга, поморгайте, какой орган нам помогает в этом? (веки) Зачем нам веки и ресницы? (защищать глаза). Какие ещё есть защитники у глаз? (брови). Сейчас мы проведём эксперимент. Станьте ровно, а я возьму пипетку и осторожно капну воду над бровью, команде «глазки», а другая команда смотрит, а затем наоборот. (вода растекается по брови и не попадает в глаз) Затем наоборот. А сейчас мы проверим ещё раз свои глаза. Поиграем в игру «Что изменилось?» (дети меняются местами одна команда, затем другая).

Чем мы занимались на этой станции? Для чего нам глаза? А за наши игры мы получаем фигуру – глаз.

Воспитатель: Следующая станция «Нос и уши».

Что находится ниже глаз? (нос) для чего нам нужен нос? попробуйте зажать нос одной рукой, а рот другой, что произошло? (не могли дышать) Так для чего нам нос? Сейчас проверим.

Посмотрите, здесь игра «Унай по запаху». Для чего нам нос? Что он помогает нам делать? (дышать, различать запахи и др.)

Что ниже носа? (уши) Проверим, зачем нам нужен этот орган. Закройте уши руками (воспитатель произносит слова) Откройте уши, что я сказала? Так зачем нам уши? Давайте ещё поиграем. За ширмой лежат музыкальные инструменты, попробуёте догадаться, что это за инструменты. Вам понравилось на станции? А что вам больше понравилось? Получаем фигуру- нос.

Воспитатель: Следующая станция: «Рот и шея».

Ниже ушей, что находится? (рот) для чего нам нужен рот? Давайте попробуем закрыть рот рукой, как будто у нас нет его и скажите: «мы идём гулять» Получилось? Посмотрите, здесь тоже есть игра, но она называется «Узнай на вкус»

Для чего нам нужен рот? (говорить, есть, чувствовать вкус)

Что ниже рта? (шея) для чего она нам нужна? Не шевелите головой, что вы увидели, а теперь покрутите головой, правда, вы увидели во много больше. Чем мы занимались на этой станции? Получаем фигуру – рот.

Следующая станция: «Руки и ноги». Для чего нам нужны руки? Команда «губки» спрячьте руки за спину и попробуйте поздороваться с командой «глазки». Не получилось. Расскажите и покажите мне стих «Олень». Так для чего нам нужны руки? (брать, показывать и др.)

Зачем нам нужны ноги? Давайте поиграем.

Я согнусь, разогнусь,

(наклоны)

В мячик поиграю,

(прыжки на месте, с выбрасыванием ног вперёд)

Попляшу, покружусь.

(прыжки вокруг себя)

И здоровья наберусь!

(Разводят руки в стороны, пальцы раздвинуты, ладони раскрыты, сгибают руки к плечам).

Если бы у нас не было рук и ног, мы бы смогли поиграть? Поесть, попрыгать и многое другое. Получаем фигуру – рука.

Воспитатель: Следующая станция: «Внутренние органы». Посмотрите, на этой станции висят вот такие плащи, на них «внутренние органы». Давайте их наденем и расскажем о них. Посмотрите, где находится сердце? (дети рассказывают об органе, который у них на плаще).

А давайте послушаем, как стучит наше сердце, команда «Глазки» послушайте у другой команды, как стучит сердце, а теперь попрыгайте 10 раз, что-то изменилось? (другая команда делает то же самое). О чём мы поговорили на этой станции? Получаем фигуру – сердце.

Воспитатель: Посмотрите на карту, здесь последнее задание, надо всем нашим фигурам найти место. Но сначала скажите, на каких станциях мы были? А теперь давайте поставим фигуры на место. Теперь, когда мы прошли по маршруту, согласно карте, ответили на все вопросы и получили фигуры, наш инопланетянин вернётся домой. А за вашу помощь он оставляет сундучок, в котором лежат медали с изображением инопланетянина и человека. Каждому по одной медали, чтобы дома вы могли найти сходство и различие между ними.

Воспитатель: Вот, ребята, мы побывали в «Стране Здоровья», узнали много нового, помогли инопланетянину вернуться домой, но чтобы попасть нам домой, мы должны оторвать лепесток от цветика-семицветика, и произносим слова (выполняют).

Вот, ребята, мы в нашей группе. Теперь наше путешествие закончено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *