Автор: Чудинова Лариса Викторовна, педагог-психолог, Садыкова Ольга Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ №305 (г. Пермь).
Интегрированная совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда.
Цель:
1. Снятие психофизического напряжения.
2. Развитие эмоций.
3. Закрепление с детьми названий овощей.
4. Обогащение словаря прилагательными.
5. Упражнять в умение согласовывать движения пальцев рук со словами.
Материалы: магнитофон;картинки с изображением овощей;нарисованные осенние листочки; муляжи овощей;мяч.
Ход:
Психолог.
1. Приветствие.
Дети стоят в паре. Психолог предлагает поздороваться детям друг с другом носиками, спинками, коленками, щечками.
Логопед.
2. Беседа. Дети сидят в кругу на стульчиках.
Сегодня мы пригласили вас, чтобы поиграть, и во время этих игр вспомнить о том, что же за время года на дворе, и что дарит нам это прекрасное время года? Какой урожай мы собираем?
Ответы детей.
Психолог.
3. Ребята, для того чтобы наши овощи выросли, необходимо посадить семена в землю. Поэтому сейчас я каждому предлагаю превратиться в маленькое семечко.
Упражнение «Семечко» (звучит спокойная музыка).
Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимаем руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекает солнышко, стали вянуть наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения и потянулись к солнцу.
Все это происходило весной и летом. А сейчас какое время года? Верно, наступила осень. Как вы думаете, что происходит, что созревает на наших растениях? Правильно, плоды.
Логопед.
4. Упражнение «Превращение в овощи».
Детям показывают муляжи овощей, все вместе проговариваем названия.
Сейчас я превращу вас в овощи-толстячки. Дети называют овощи-толстячки (репа, тыква, помидор ит.д.) Надувают щеки, изображая овощи-толстячки. Овощи-худышки (огурец, морковь и т.д.) Втягивают щеки, изображая овощи-худышки.
5. Упражнение «Веселый топот».
Называем много разных слов, а дети топают ножками, если услышат названия овощей.
6. Упражнение «Какой, какая».
Дети называют прилагательные характеризующие овощи. Помидор какой? Морковь какая? и т.д. Каждому ребенку кидаем по очереди мяч, при этом задаем вопрос.
Психолог.
7. «Был у зайки огород» (Звучит веселая музыка).
Упражнение направленно на снятие психомышечных зажимов. Дети встают парами.
Был у зайки огород
(вытянуть руки в стороны),
Ровненький – две грядки
(поглаживание по рукам).
Там играл зимой в снежки
(кулачками по рукам),
Ну а летом – в прятки
(кулаки под мышки, поднять).
А весною в огород,
Зайка с радостью идет
(обойти вокруг друг друга).
Он сначала все вскопает
(по спине – «краб»),
А потом все разровняет
(поглаживание).
Семена посеет ловко
(потрясти руками),
И пойдет копать морковку.
Ямка – семя, ямка – семя
(кулачок – пальчик).
Закопает
(«краб»),
разровняет
(поглаживание).
И, глядишь, на грядках вновь,
Вырастет морковь, горох
(тянуть руки вверх).
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет
(поглаживание).
Все собрал, и как раз,
Наш закончился рассказ.
8. Упражнение «Осенние листочки».
Осень – это, конечно же, урожай. А вспомните, какие красивые листья были на деревьях. (Ответы детей). Но вот подул ветер, и листочки стали опадать с деревьев.
Дети плавно опускают и поднимают руки.
9. Рисунок необычных рыб. Дети сидят на стульчиках вокруг стола. Предложить детям нарисовать из осенних листьев необычных рыб.
Заготовку нарисованных осенних листьев готовит педагог.
Логопед.
9. Ребята, а давайте еще раз вспомним, какие овощи выросли у нас осенью.
Пальчиковая игра
Вырос у нас чеснок.
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка
Лук и немножко горошку.
Овощи мы собирали
Ими друзей угощали,
Прощай же на год наш друг огород.