Модель по реализации образовательной области «Познание» «Богатыри земли Русской»

Автор: Слепокурова Е.В., воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Начальная школа – детский сад» (Иркутская область, г. Усть-Илимск)

Программное содержание:

— Формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитников земли;

— Оживить представление дошкольников о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

— Активизировать словарный запас существительными, определениями;

— Формировать образную речь, умение подбирать образную речь, умение подбирать образные выражения;

— Тренировать глазомер, ориентировку в пространстве;

— Развивать патриотические чувства, уважение к защитникам русской земли, чувство благодарности за их подвиги, подрожать им в смелости, храбрости, ловкости, гордость за Родину.

Предварительная работа:

1. Рассматриваемые картины В. М. Васнецова «Богатыри»

2. Рассматривание серии картин «Русские богатыри»

3. Чтение отрывков о былинных богатырях

4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»

5. Просмотр видеофильма «Три богатыря»

Активизация словаря: Богатырь, былина, сказатель, кольчуга, щит, меч, копьё, шлем, доспехи.

Материал: аудиозапись «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой, картина В.Васнецова «Три богатыря», костюмы богатырей, оружие, современная одежда: шляпы, шапки, пистолет, шорты.

Ход:

I часть. Звучит запись песни «Россия».

Воспитатель: Русь, Родина, Россия. Какие красивые, широкие и загадочные слова. Русь! Короткое слово. Оно пришло к нам из древности и навеки осталось с нами. Как вы думаете, что означает это слово? (это поля, леса, дома, народ, кони, песни, танцы … Родина) Много есть пословиц и поговорок о Родине. Я предлагаю вам словесную игру «Доскажи словечко» по русским народным пословицам:

— Кто за Родину горой тот поистине… (герой)

— Кто Родине изменяет, того народ… (презирает)

— Жить … (Родине служить)

— Для Родины своей не сил ни жизни … (не жалей)

— А как вы понимаете пословицу «Родина мать, умей за неё постоять»?

II часть.

Воспитатель: Как вы считаете, кто защищает Родину? (армия, флот, пограничные войска). Не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы с вами поговорим о героях-богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего отечества из глубокой старины дошли до наших дней

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли

— Ребята, а кто такой богатырь? (сильный человек, защитник, спаситель)

Рома: Я хочу прочитать стихотворение, которое написал Никита Морозов.

Силён как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях? (из былин, сказаний, из песен, книг, кино, мультфильмов, стихотворений)

2. Что такое былина? (былина произошла и слова быль, было)

3. Кто слагал былины о богатырях? (сказатель, гусляр)

4. Как сказатель, гусляр рассказывали былины (ходили из селения в селения и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, и об их подвигах). Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

Тифлопедагог: Подойдите ко мне, встаньте в круг. Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай — брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Мы сейчас с вами сделаем хороводный обряд — поклонение дубу.

У нас рос дубок-

(сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок!

(наклоны вниз, показывая корень)

Листья да его-

Вот так широки,

(развести руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки

(руки вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч

(медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок скрипуч

(покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра,

(правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защитить от врага!

III часть.

Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря», давайте её рассмотрим.

1. Кто изображён на картине художника Васнецова? (три богатыря)

2. Кто находится в центре? (Илья Муромец)

3. Как вы догадались, что это Илья Муромец? (он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь…)

4. Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

5. Расскажите о нём? (он чуть младше Ильи Муромца, тоже сильный, могучий)

6. Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)

7. Какой он? (он самый молодой из богатырей, хитрый, ловкий, смекалистый)

8. Куда смотрит каждый из богатырей? (они смотрят вдаль, не видать ли врагов)

9. Что охраняют богатыри? (землю русскую, границы)

10. Главным другом богатырей был кто? (конь)

11. Кто из богатырей вам больше всего понравился?

12. Кого в наше время можно назвать богатырями? (пожарники, лётчики, моряки, десантники, пограничники)

Тифлопедагог:

Коррекционная гимнастика

Дружно встанем — раз, два, три-

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек

И направо, и ещё через левое плечо

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

IV часть

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Дидактическая игра «Собери богатыря»: одежда, доспехи на столах, звучит музыка «Богатырская наша сила».

— Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо. На Руси не только любили работать и защищать Родину, но и отдыхать и веселиться.

У кого душа не узкая,

Все кто любит пляску русскую,

Выходи — не ленись!

— Ребята, русский народ всегда славился гостеприимство. Это традиция продолжается и в наше время. А сейчас для всех угощение, угощение необычное. Ведь наши бабушки и мамы напекли нам блинов и пирогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *