План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы (с нарушением зрения) «Полет в Космос»

Автор: Торговкина Елена.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Задачи:

«Познание»:

— упражнять детей в прямом и обратном счете, в назывании последовательности дней недели, закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

— развивать умение определять на ощупь знакомые геометрические формы и давать им словесное описание, складывать силуэт без образца;

— развивать ориентировку в пространстве относительно предмета, пространственное воображение через написание графического диктанта.

«Коммуникация»:

— совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

— развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

«Физическая культура»:

— совершенствовать физические качества, умение осознанно выполнять движения;

— развивать чувство равновесия;

— формировать выразительность движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

«Социализация»:

— воспитывать у детей привычку заниматься сообща;

— формировать у детей функции самоконтроля и взаимоконтроля.

«Чтение художественной литературы»:

— развивать у детей художественное восприятие произведений.

Материал: Шапочки-скафандры по количеству детей; мяч; игра «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами; игра «Танграм» по количеству детей; тетради в клетку и простые карандаши по количеству детей.

Предварительная работа: цикл познавательных бесед о планетах солнечной системы, изготовление макетов планет совместно с родителями, чтение художественной литература, рассматривание иллюстраций о Космосе и космических кораблях, сюжетно-ролевые игры, изготовление «скафандров» на занятии по ручному труду.

Методические приемы:

практические: упражнения (словесные и графические), тактильное обследование, физминутка, гимнастика для глаз;

наглядные: показ;

словесные: объяснение, вопрос, беседа, описание.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в космос? (ответы детей). Перед длительным полетом все космонавты проходят проверку. Вот и мы с вами должны определить наше настроение перед полетом.

Дети подходят к уголку «Эмоции» и выставляют свои фотографии в соответствии со своим настроением.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Космонавт должен быть сильным, выносливым, умным). Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнув ее в колене, и простоять так на счёт от 1 до 10. Приготовились, начали! Считаем: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (Дети выполняют задание). Молодцы, с первым заданием вы справились.

За нашим полетом наблюдает «Центр управления полетами» (гости, присутствующие на занятии) и они дали нам задания, которые мы должны выполнить во время космического путешествия. К полету все готово? (Ответы детей). Надеваем скафандры – специальную одежду космонавтов. (Дети надевают импровизированные скафандры, делают руки «домиком» над головой). Внимание! Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- старт! (Дети снимают «скафандры»).

Воспитатель: Мы прилетели на планету Сатурн. И вот какое задание нам предстоит  выполнить: ответить на вопросы о днях недели. А справиться с этим заданием нам поможет игра с мячом «Назови скорей». Я буду задавать вопрос и кидать мяч. Тот, кому в руки попадет мячик, должен дать правильный ответ на поставленный вопрос и вернуть мяч ведущему.

Вопросы к детям:

— сколько дней в неделе;

— первый день недели;

— крайний день недели;

— крайний рабочий день недели;

— сколько рабочих дней недели;

— какой сегодня день недели;

— сколько выходных дней в неделе;

— назови выходные дни недели;

— какой завтра день недели;

— какой был вчера день недели;

— какой будет послезавтра день недели.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием на «отлично». Летим дальше. Держим курс на планету Плутон. А вот и следующее задание: узнай на ощупь и опиши. Посмотрите, ребята, у меня в руках космический волшебный мешочек, в котором находятся геометрические формы, которые нужно узнать на ощупь и прежде чем достать их из мешочка, описать их, чтобы остальные догадались, что это за фигура. (Дети по очереди выполняют задание). Молодцы! Все ребята справились с заданием. Отправляемся дальше, и летим на планету Венера.

Послушайте внимательно загадку:

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

(заяц)

Воспитатель: Не спешите с ответом. Вы должны выложить его из фигур, которые лежат у вас на столе. Это и есть наше третье задание. (Дети выкладывают зайчиков разной величины с помощью игры «Танграм»).

После того как дети выполняли задание, педагог задает вопросы:

Воспитатель: Кого вы выложили? (Проследить за тем, чтобы дети давали правильные ответы: если большой, то заяц; если маленький, то зайчонок);

— Похожи зайчата друг на друга? Если похожи, то чем; если нет, то почему?

Воспитатель: Молодцы! А сейчас нам нужно немного размяться с помощью космической гимнастики. Давайте выполним с вами физкультурную минутку.

Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

(Дети маршируют).

На носки поднимись,

(Тянутся на носочках, подняв руки над головой и сомкнув их).

А потом руки вниз.

(Опускаются на полную стопу, опускают руки).

Раз, два, три, потянись.

(Тянутся).

Вот летит ракета вниз!

(Бегут по кругу).

***

Упражнение для глаз «Космос»

Сатурн, Юпитер,

Красный Марс

С небес любуются на нас

Плутон, Венера,

Там Меркурий

(Дети, согласно тексту, направляют свой взгляд).

От Солнца мы глаза зажмурим.

(Зажмуривают глаза).

Как будто нас с собой зовет.

(Открывают глаза).

Воспитатель: Отлично отдохнули! Летим дальше на планету Юпитер. Слушайте задание, которое нам предстоит выполнить. Это игровое упражнение на ориентировку «Назови расположение планет относительно Солнца». А вот и вопросы, на которые нам следует ответить:

— назовите планеты расположенные справа от Солнца;

— назовите планеты расположенные слева от Солнца;

— какие планеты расположены за Солнцем;

— какие планеты расположены перед Солнцем. (Ответы детей).

Воспитатель: Замечательно! Держим дальнейший путь на планету Марс. Там случилась беда – пропали все марсиане. Нужно срочно вернуть всех жителей на планету. Но прежде, чем приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки).

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

(Складывают руки ладошками друг к другу, имитируют полет ракеты).

Видит рощи и поля,

Горы, реки и моря.

(Соединяют пальчики на каждое слово стихотворения).

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(«Рисуют» руками в воздухе круг. Ритмично хлопают в ладоши).

Графический диктант дети выполняют в тетрадях в клетку под диктовку воспитателя.

Воспитатель: 2 — вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 2 – вправо; 1 — вверх; 1 – вправо; 1 – вниз; 2 – вправо; 1 – вниз; 2 – вправо; 2 – вниз; 2 – влево; 2 – вниз; 1 – влево; 1 – вниз; 4 – право; 5 – вниз; 1 – влево; 2 – вверх; 1 – влево; 9 – вниз; 3 – влево; 7 – вверх; 1 – влево; 7 – вниз; 3 – влево; 9 – вверх; 1 – влево; 2 – вниз; 1 – влево; 5 – вверх; 4 – право; 1 – вверх; 1 – влево; 2 – вверх; 2 – влево. Вот какие человечки-марсиане у нас получились. А теперь оживите марсиан, дорисуйте им лицо. Молодцы! (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Наш полет подошел к концу, пора возвращаться на Землю. Надеваем скафандры и летим на родную Землю.

С возвращением вас на Землю, ребята. Давайте дадим полный отчет о проделанной работе «Центру управления полетами».

Подводится итог занятия. Дети рассказывают, чем они занимались во время космического путешествия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *